На лестнице служебного входа стоит немолодой человек и отлавливает артистов: «Автограф, пожалуйста».
— А почему берете автографы не после спектакля? — спрашиваю я его.
Он скромничает, надвигает кепочку на глаза и говорит, что у него коллекция, и он собирает автографы не только великих вахтанговцев, а особенно молодых.
Мастера и молодые заполняют портретное фойе, где два официанта с двух сторон в четыре руки разливают по бокалам шампанское, которое с верхнего восьмого ряда течет донизу, но, не заливая скатерть. Вот это виртуозность!
— Уметь надо, — важно говорит один, опорожняя новые бутылки.
Фойе забито до отказа, артисты перемешались с технарями, старые с молодыми, и настроение у всех приподнятое. Для этого немало оснований, что и подтверждает директор театра Кирилл Крок, который со свойственной ему педантичностью, обращается к статистике. Она впечатляет: в прошедшем сезоне на большой сцене сыграно 282 спектакля, на малой — 115, в студии — 80, за рубежом — 31 и в российских городах — 18. Точное число зрителей Вахтанговского — 293217, гастроли девяти популярных спектаклей расписаны с октября вплоть до июня следующего года — начнутся в Тбилиси, закончатся в Нью-Йорке.
— Кстати, о Нью-Йорке, — говорит Крок, — это исключительный случай для США, когда спектакль (речь идет о «Евгении Онегине») уже однажды сыгранный приглашается еще раз. В июне 2015 года мы его покажем уже на другой престижной площадке — в Линкольн-центре.
Ну и под занавес еще одна позитивная информация от директора — зарплаты актеров Вахтанговского высокие: впереди только Мариинский театр из Петербурга, а это для драматического театра ситуация уникальная.
Режиссер театра Владимир Иванов представляет восьмерку новичков — они приняты кандидатами в студию Вахтанговского: три девчонки и пять парней, среди них — сын Маши Мироновой и внук двух великих актеров Андрея Миронова и Юрия Яковлева — Андрей с фамилией Удалов. Но парень держится скромно, в том, что он из двойной театральной династии — заслуга не его, придется больше других доказывать, что он и без мощных актерских кланов сам чего-то стоит.
Наконец, Римас Туминас берет слово, его особенно ждут. Все отлично помнят, как на открытии прошлого сезона он произнес, как оказалось, пророческие слова: «Я чувствую беду, ощущение тревоги, как будто войны…» Все аж вздрогнули. Тогда ещё не было Майдана, Одессы, аббревиатур ДНР и ЛНР, никто не знал Порошенко, Яценюка и Коломойского. На этот раз его слушают его глуховатый голос с особым вниманием.
— Я написал речь, но читать не буду… Все мы думаем о любви и счастье, что оно бесконечно, но оно уходит. В ком есть солнце, жизнь, тот останется. И мы останемся все, в свете этого театра. Знаете, я понял, что бороться не надо — это некрасиво, неприлично. Просто надо не сдаваться.
Что бы ни случилось, какие бы беды на нас не напали, мы с вами всё строим и строим. Вот мы уже построили, наверное, пять этажей. А потом, наверное, рухнем — но красиво. Фаустас Латенас (композитор театра — М.Р.) напишет музыку и это станет ещё одним спектаклем — самым красивым.
На финал своей философской речи Римас припас конкретную «дубинку» — цитату из Рузвельта, которую на свой счет восприняли многие известные артисты: «Не повышайте голос, но держите наготове дубинку».
— А дубинка у меня есть, — подвел итог Римас Туминас. — Репертуар сверстан до Нового года, и я обращаюсь к артистам, которые снимаются или отпрашиваются. Мы всегда идем вам на встречу, но… Прошу вас — не надо унижаться, будьте гордыми и вам заплатят зрители в десять раз больше. Зло земное потонет в нашем милосердии.
Наконец, был оглашен список новых постановок — «Бег» по Булгакову поставит Юрий Бутусов, Адольф Шапиро — «Это так, если вам так кажется» Пиранделло и Сильвиу Пуркарете будет работать над Мольером или Гольдони. Пять новых постановок случится на новой малой сцене (уже идут отделочные работы). А сам Туминас, как он сказал, «сам с собой ведет переговоры о будущей постановке».
— Переговоры не закончены. Позвольте мне взять небольшой тайм-аут.
Представитель Министерства культуры Софья Апфельбаум была самой краткой, что ещё раз доказывает: «Краткость — сестра таланта».
Сезон вахтанговцы открывают премьерой - "Безумный день или женитьба Фигаро" в постановке Владимира Мирзоева.