Приз за лучшую женскую роль получила молодая израильская актриса Хадас Ярон за роль Мейры в фильме «Феликс и Мейра» канадского режиссера Максима Жиру. Приз за лучшую мужскую роль достался актеру Люцеру Тверски из того же фильма. Хасидскую женщину Хадас играть не в первой. В поэтической картине Рамы Бурштейн «Заполнить пустоту» (приз Вольпи на Венецианском кинофестивале 2012 года за лучшую женскую роль) она становится хасидской женой по любви и принимает законы общины как должное. С Мейрой все по-другому – на этот раз Ярон предстает в образе художественно одаренной, тонкой барышни, помещенной в футляр общинных отношений. Здесь она чахнет среди счастливых многочадных мамаш: «Нам же здесь так хорошо. Ну кто мы без наших мужей, друг без друга!». Но вот происходит случайная встреча в кафе с французским аристократом Феликсом и... Все мы читали «Анну Каренину» и знаем, как это бывает! Были, конечно, угрозы отнять ребенка и выяснения отношений между обманутым мужем и героем-любовником. Но цимес здесь в другом. Антагонисты становятся протагонистами и каждый в чем-то виноват: Феликс немилосерден к умирающему отцу, Мейра кается, что лишила дочку настоящего отца, а хасидский муж — в том, что он бедный. И в финале Феликс и Мейра плывут на гондоле по притокам Венецианского Гранд-канала, как Ярон на позапрошлой Биеннале, где состоялся ее актерский дебют. Похоже, переиграв роли хасидских красавиц, она станет серьезной конкуренткой Натали Портман. Талант, красота и интеллект этой, впрочем, совершенно светской барышни, не останутся невостребованными.
В получившем главную туринскую награду французском фильме «Сожри мои кости» (режиссер Жан-Шарль Ю) все ровно наоборот. Восемнадцатилетний деревенский парень живет на природе и пребывает в полной с ней гармонии. Но вот, поднимая пыльную волну, в родной двор на полном ходу въезжает сильно подержанный «гольф» старшего брата, отсидевшего в тюрьме пятнашечку. И тихому независимому быту младшего приходит конец. Теперь они одна семья – дружный коллектив, который стремится к сплоченности и единомыслию. Экран заполняют потные тела братков со всей окрестности. Вскоре им уже тесно в легковушке, надо брать трейлер. Правда, приходится насмерть задавить охранника на стоянке, но это всего лишь издержки коллективного мышления. В финале – крестины младшего брата, «не согрешишь - не покаешься». Но всё же главный принцип их жизни: «На миру и смерть красна».
Вторую по значению награду, приз за режиссуру, получила венгерская картина «По необъяснимой причине» (режиссер Габор Рейс). Сделанная по рецепту Вуди Аллена трагикомедия про обаятельного маменькиного сынка. В его умной еврейской голове время течет иначе, чем у обычных людей. Правда, придуманная жизнь не всегда совпадает с реальностью. С реальностью вообще одни проблемы: что же, тем хуже для нее! Мама и папа готовы прожить за юношу его жизнь и делают это в полном соответствии с нормами общества. Герою приходится искать свою дорогу на свободной от мамы территории, и он становится ложкомойщиком. Впрочем, прозаическая профессия делает его свободным, оставляя время для безудержного полета фантазии.
Но самый сплоченный, не склонный к внутренним конфликтам коллектив создают трехсотлетние новозеландские вампиры в фильме «Что мы делаем в тени» (режиссеры Жемен Клеман и Тайка Вайтити, - приз кинофестиваля за сценарий). Им хорошо вместе в грядущей вечности. Они сплотились в дружную группу, хорошо знающую законы кровавой трапезы. Главное, найти простаков и испить их до дна, а таких, как известно, не мало. Веселая компания вспоминала былые времена, войны и революции, когда не приходилось идти на всякие ухищрения, чтобы утолить жажду. В зале стоял дружный хохот. Впрочем, когда на экране появлялись реальные исторические персонажи, хотелось спросить: «Над кем смеетесь?». К счастью, в кино можно всласть посмеяться над злом. В реальной жизни это не всегда позволено. Вот в Китае уже запретили игру слов и каламбуры в публичном пространстве.
На Туринском фестивале запретов нет, разве что здесь места нет для бездарных фильмов. Похоже, что для туринцев важнейшим из искусств действительно является кино.