«Физрук» Нагиев: как выжить герою из 90-х в наши дни

«Ты застрял в 90-х»

9 декабря 2014 в 19:50, просмотров: 21226

Одна из сенсаций нынешнего телесезона — сериал «Физрук», который подхватил вслед за немного сбавившими темп «Реальными пацанами» и набившим оскомину «Домом-2» славу самого жизненного проекта ТНТ. А также вернул Дмитрию Нагиеву, сыгравшему в нем главную роль — учителя физкультуры с криминальным прошлым по кличке Фома, — звание одного из главных персонажей российского телевидения.

«Физрук» Нагиев: как выжить герою из 90-х в наши дни

Фома — бывший начальник охраны крупного бандита, а теперь — уважаемого бизнесмена. Фамилия его Мамаев, но свои кличут его по старинке — Мамай. Исполняющий его Александр Гордон не столько играет роль, сколько воспроизводит свое типичное амплуа человека, отвечающего в телевизоре за продуманный пофигизм и интеллектуальный шовинизм. В самом начале первого сезона он без зазрения совести буквально выбрасывает Фому на улицу. Свое решение он объясняет так: «Ты застрял в 90-х». В этот же момент обнажается основной конфликт сериала: человек из прошлого, попавший в наши дни.

Кожаная куртка, черный «гелик», солнцезащитные очки и эффектный шрам на пол-лица — сразу и не поймешь, что в образе Фомы наносное, а что — от самого Дмитрия Нагиева. В каком-то смысле он тоже играет здесь самого себя: обаятельного хама и дамского угодника. Вот только в отличие от своего героя, который «поднялся» в 90-е, а в нулевые начал пропускать один за другим удары судьбы, Нагиев показал пример того, как можно расширить рамки приевшегося образа. Как-то Харрисон Форд, принявший участие сразу в двух суперуспешных киносериалах: «Звездные войны» и «Индиана Джонс», так сформулировал секрет успеха: «Не переставай быть полезным. Не важно, сколько тебе лет и какие достижения за плечами».

Нагиев следует советам своего матерого заокеанского коллеги точь-в-точь. Для начала он сделал все, чтобы его лицо не сходило с экрана телевизора. Брался за любую, даже самую сомнительную работу. Сложно назвать такой канал или формат вечернего шоу, в котором не засветился бы Нагиев. А дальше уже все просто: нужно было терпеть. Ждать своего шанса — и его не упустить.

«Физрук» — первый русский сериал, который использует богатейшую на самые разные мифы фактуру не для реконструкции прошлого, а для анализа настоящего. Фома — не только «выходец из лихих 90-х», но и полноправный герой настоящего. Мамай может высадить его из машины, как ненужного щенка, и оставить скулить в тоске на дороге. Но, оказывается, даже в наше время, когда деньги из коробок из-под ксерокса перекочевали на «невидимые» офшорные счета, — до сих пор невозможно полностью обойтись без грубой мужской силы и четких принципов, которые проще и вернее назвать «понятиями».

В сериале много смелого юмора. Иногда неуклюжего, но чаще — бьющего точно в цель. Этим объясняется та частота и громкость то и дело раздающихся вокруг возмущений: от депутата Мизулиной до руководства футбольного клуба «Локомотив». «Физрук» — хоть и кривое, но зеркало нашей жизни. И то, что в нем отражается, не всегда приятно, но всегда смешно.

Подобным образом, слово за слово, с шутками да прибаутками, «Физрук» проводит важнейшее исследование: как именно 90-е отразились на нашей жизни. Не нужно быть большим социологом, чтобы объяснить многие обычаи и понятия современной России. Достаточно посмотреть, как решают вопросы завуч, занявшая место директора, или финансист, занявшая место главного бухгалтера мафии. Изменились только интерьеры и фасоны костюмов. Суть осталась неизменной: за этими белоснежными улыбками, как раньше за дулом пистолета, скрываются все та же борьба за власть, подлость и право сильного, без сомнений и сожалений пускающего слабого в расход.

Фома в данной ситуации — уже не бритый уголовник, а любящий, преданный, находчивый герой. Он, как и вся страна, которая сделала его тем, кто он есть, находится в заложниках у собственного прошлого. И так же, как она, изо всех сил хочет к нему вернуться — и от него избавиться. В этой непрекращающейся борьбе с самим собой, а вовсе не со своей алчной новой хозяйкой или с отбившимся от рук племянником из Батайска, — главный конфликт сериала. Его самая грубая и жестокая шутка.



Партнеры