Дело "Тангейзера": Выводы прокуратуры об осквернении образа Христа сделаны без искусствоведческой экспертизы

Как выяснилось, они основаны лишь на заключении богослова

Ранее прокуратура Новосибирска возбудила дело в отношении режиссера Тимофея Кулябина и директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича - они обвиняются в «умышленном публичном осквернении религиозной или богослужебной литературы или предметов религиозного почитания». Поводом стало обращение главы Новосибирской митрополии Тихона.

Как выяснилось, они основаны лишь на заключении богослова
На фото: Тимофей Кулябин

Выводы прокуратуры об осквернении образа Христа и использования его для "усиления психологического давления" в опере Рихарда Вагнера "Тангейзер", поставленной в Новосибирском театре оперы и балета и вызвавшей возмущение местного митрополита и православной "общественности", сделаны без проведения искусствоведческой экспертизы и основаны лишь на заключении доктора богословия протоиерея Бориса Пивоварова, передает "Интерфакс" со ссылкой на заявление зампрокурора Новосибирска Игоря Стасюлиса.

Сами сотрудники прокуратуры исследовали буклет, рекламу и видеозапись спектакля. В постановлении зампрокурора, в частности, говорится, что в оригинале оперы Вагнера в постановке 1845 года образ Христа не использовался. Прокуратура пока не приняла решение, будет ли подано ходатайство о снятии оперы с репертуара.

Спектакль-опера "Тангейзер" был поставлена на сцене НГАТОиБ в декабре прошлого года. Действие ней перенесено в наши дни, в версии режиссера Иисус Христос стал героем эротического фильма, который снимает рыцарь Тангейзер.

Напомним, 24 февраля прокуратура Новосибирска возбудила административные дела в отношении директора НГАТОиБ и режиссера, поставившего оперу Вагнера «Тангейзер". В его постановке надзорное ведомство усмотрело оскорбление чувств верующих. Директору театра грозит штраф до 200 тыс рублей, режиссеру - до 50 тыс рублей или до 120 часов обязательных работ. Кроме того, доследственную проверку по факту постановки "Тангейзера" начало следственное управление СКР по Новосибирской области по статье 148 УК РФ "Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий".

Между тем, разразившийся скандал вылился в массовую акцию протеста 1 марта - "православные активисты" потребовали запретить показ оперы и отправить в отставку начальника департамента культуры мэрии Новосибирска Анну Терешкову и министра культуры региона Василия Кузина.

За постановщиков оперы вступился председатель Союза театральных деятелей России /Александр Калягин. "Я с огромным уважением отношусь ко всему институту церкви, но я убежден, что поднятый скандал не будет способствовать объединению нашего общества - к чему стремимся мы все, и прежде всего, церковь, - написал он, отметив, что как и митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, который обратился с заявлением в прокуратуру, он не видел спектакля и, возможно, также бы не согласился с интерпретацией оперы Вагнера. - Допускаю, что могут быть оскорблены мои чувства: эстетические, нравственные или религиозные. Но и в этом случае, единственное, что я могу предложить - это общественное обсуждение спектакля, собрать экспертов и выслушать экспертное мнение".

В защиту постановки выступил и художественный руководитель МХТ им. Чехова, народный артист СССР Олег Табаков, призвав "остановить травлю" и напомнив, что свобода творчества - абсолютная ценность. "Я не видел спектакля, впрочем, как и те, кто пожаловался на него в прокуратуру. Но сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было, не может не вызвать тревогу", - говорится в его заявлении Табакова, размещенном на сайте МХТ. - У Льва Толстого был прекрасный термин: "энергия заблуждения". Художник имеет право на заблуждение. В нем - этом заблуждении - поиски смыслов, проявления борений духа, в нем энергия жизни. Нельзя бить искусство по рукам. Нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах. Свобода творчества - такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания. Цензура в любом проявлении - государственном или церковном - опасна. Задача общества и церкви, как мне представляется, - не преследовать любого, кто, по мнению этого общества или его особо ранимых представителей, нарушил в своем произведении нормы морали, задел чувства, но вести диалог, дискуссию, убеждать, спорить, совестить, в конце концов. Я призываю остановить травлю режиссера и театра. Давайте говорить, а не размахивать уголовным кодексом. Давайте спорить, а не судить. Давайте помнить, что в начале было слово, а не кулак".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру