В Москве прошел «Вечер Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой»

Драгоценный подарок от «Максимыча»

Вагановская академия – учебное заведение, возрастом превосходящее такие государства как США. Старше только балетное училище при Парижской опере. А выпускники Вагановки сплошь легенды мирового масштаба – Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Галина Уланова, Рудольф Нуреев или Юриий Григорович… Поэтому понятно, какой интерес у любителей балета вызвал «Вечер Академии русского балета имени А.Я. Вагановой», прошедший в Кремлевском дворце и организованный Андрисом Лиепой и его «Благотворительным фондом» совместно с вагановской академией, конечно не без помощи Министерства Культуры и вице-премьера правительства Ольги Голодец лично.

Драгоценный подарок от «Максимыча»
Фото: kremlinpalace.org

К тому же в таком представительном составе школа с улицы Зодчего России посещала Москву почти 30 лет тому назад, если не считать конечно, прошедшего ещё при прежнем руководстве (два с половиной года назад), празднования 275-летнего юбилея Академии. Но в том концерте наряду с учениками в большей степени были представлены все же знаменитые выпускники - артисты Мариинкого театра. Сейчас, другое дело – все три акта, отданы в распоряжение учащихся разных возрастов - от 10 –леток, только-только начинающих постигать на собственном теле азы вагановской методики, до 19-летних выпускников, приехавших сюда чуть ли не в полном составе под предводительством своего нового не так давно избранного ректора Николая Максимовича Цискаридзе (которого ученики между собой именуют просто «Максимыч»). В общей сложности в концерте занято чуть ли не 170 человек.

Да и программа вечера не была тривиальным гала –концертом, с чередой вариаций и дуэтов, как это обычно принято в таких случаях. Новоявленный ректор, явно, хотел Москву удивить и ошеломить… Задумал показать своих подопечных в полной красе - в контексте полноценных балетных спектаклей («Вариация на тему «Раймонды») или по крайней мере в больших отрывках из них (I акт «Спящей красавицы», «Сюита из балета «Лауренсия»). Деловой хватки Цискаридзе не занимать… Декорации академии предоставил Мариинский театр, а оркестр Михайловский.

История Академии в разные свои периоды, начиная от императрицы Анны Иоанновны собственноручно определившей в «танцевальную школу» 12 девочек и 12 мальчиков (число в два раза большее чем указал в челобитной французский балетмейстер Жан Батист Ланде – основатель и первый «директор» училища), знала разных руководителей - хороших и не очень. Но уровень выпускников всегда был отменный, потому что преподавали в этом заведении профессионалы самой высокой пробы.

Так было и на этот раз – неизменно высокий класс показали на концерте, например, ученицы выдающегося педагога вагановской академии Людмилы Ковалевой. Когда-то она выпускала в большое плавание сейчас уже всемирно известную приму, а тогда совсем молоденькую Дину Вишневу. Её выпускница этого года Анастасия Лукина - нынешняя принцесса Аврора в балете Чайковского- Петипа «Спящая красавица». Девочка прекрасно выучена, обладает устойчивым апломбом, красиво изогнутой стопой, миловидной внешностью и стала настоящим украшением первого акта концерта, приуроченного, кстати сказать, к Дню рождения А.Я. Вагановой, а кроме того посвященного 90-летию первого вагановского выпуска. А заодно и его лучшей представительнице, одной из самых любимых учениц Агриппины Яковлевны - Марине Семеновой.

Впрочем, : до выхода Лукиной начинался, концерт, прямо скажем, не слишком гладко… Сразу же после открытия занавеса в первой же «четверке» девочки (довольно «разноколиберные» по своим размерам и данным) начали «падать»… Да и дети с корзиночками, цветочными гирляндами и венками несколько сбивали выстроенный Петипа рисунок. Не в лучшей форме была и фея Сирени – Ксения Куликова. Несмотря на то, что программа вечера была трижды «обкатана» на выступлениях в Мариинском театре, в Кремле сказывалось, понятное в таких случаях волнение и неудобства «новой» и «сложной» для детей сцены, больше похожей на аэродром… Но выход Лукиной исправил впечатление.

Эксклюзивным и зажигательным, предстало третье отделение вечера. В нем питомцы «Вагановки» показали «Сюиту из «Лауренсии», некогда знаменитого балета Вахтанга Чабукиани (1939 г.). Сейчас этот спектакль - редкий гость на балетной сцене, идет только в Михайловском и Тбилисском театрах. И выбор показать из него лучшие номера, определялся видимо не только стремлением эффектно закончить концерт, но и желанием, показать, как обучают в академии не только классике, но и характерному танцу. Что ж - обучают великолепно. Особенно, выразительными были Никита Ксенофонтов и Семен Гончаренко в танце «Фламенко». Техническую оснащенность, уверенный танец и хороший прыжок предъявила и сама Лауренсия – Рената Шакирова.

Сюрприз для москвичей таился во втором отделение. Сразу скажем, выбрав для выпускников «Вариации на тему «Раймонды» основателя американского балета и тоже одного из выпускников «училища» (имя Вагановой и пышное наименование «Академия русского балета» к нему прибавятся значительного позже) Джорджа Баланчина, Цискаридзе очень рисковал. Мало того, такое решение очень смахивало на авантюру, потому как не только неопытные ученики, но и настоящие профессионалы не все справятся с такой сложной вещицей. Решимости показать в Москве этот шедевр прибавляла, видимо, не только его эксклюзивность: это «воспоминание» Баланчина о русском балете, Мариинском театре и об одном из его лучших спектаклей, созданном Мариусом Петипа на музыку Александра Глазунова в 1898 году (то есть на закате карьеры), не идет в Европе. А в Москве показывалось лишь раз - в 1962 году. Другим мотивом нового ректора явилось видимо потребность похвастаться своими талантливыми выпускниками, продемонстрировать «городу и миру» их немалые достижения и возможности.

Скажем прямо, «Вариации на тему «Раймонды» стали настоящим триумфом Вагановской Академии. Баланчинский фонд и его представитель балетмейстер-постановщик Дарла Хувер, вагановские педагоги во главе с ректором Цискаридзе – представили очень достойный результат. Подкупало здесь почти всё: блеск шедших одна за другой вариаций, разнообразие акцентов, музыкальность исполнения, стремление освоить стиль баланчинской постановки. Радовали великолепные девочки - кордебалетные, и солистки: Ника Цхвитария, Элина Камалова, Рената Шакирова, Анастасия Лукина, Елена Соломянко. Впечатлил и мальчик – Евгений Кузнецов - красивый, статный, прекрасно «стригущий» заноски, и продемонстрировавший неплохие партнерские качества. Что, между прочим, редкость для выпускников. В общем почти готовый и хорошо выученный солист для какого угодно театра – хоть Большого, хоть Мариинки, хоть Стасика. Да и весь вечер оказался дорогим подарком ко дню рождения Агриппины Яковлевны Вагановой, чьё имя вот уже как 58 лет (с 1957 года) с гордостью носит Академия Русского балета.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру