РПЦ не сдается: Исаакиевский останется музеем, на очереди Собор Спаса-на-Крови

Дискуссия вокруг притязаний Епархии Санкт-Петербурга на памятники культуры не закончилась

Просьба Санкт-Петербургская епархии о передаче Исаакиевского собора из городской собственности в ведение РПЦ отклонена. Об этом написал в своем своем микроблоге руководитель пресс-службы администрации губернатора Петербурга Андрей Кибитов, объяснив решение тем, что город не готов взять на себя расходы по содержанию, реставрации и охране памятника. Но дело не только в тратах — инициатива РПЦ разделила общественность и политиков на два лагеря: так Дом Романовых поддерживает церковь, а ряд местных депутатов, а также министр культуры Владимир Мединский нет. Дискуссия все больше становится агрессивной.

Дискуссия вокруг притязаний Епархии Санкт-Петербурга на памятники культуры не закончилась

Сначала о финансовой стороне вопроса. Нюанс состоит в том, что в РПЦ намеревалось получить Исаакиевский собор в безвозмездное пользование. Передача церкви собора, который входит в Музейный комплекс «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» (т. н. «музей четырех соборов», это — Спас-на-крови, Смольный, Сампсониевский и, собственно, Исаакиевский соборы), означала бы, что его пришлось бы содержать городу. Сейчас же музейный комплекс сам обеспечивает себя — живет в основном за счет туристических экскурсий, сувенирки и проч. Кибитов однозначно дал понять, что городу такая дополнительная финансовая нагрузка не под силу. «Правительство РФ СПБ приняло решение о статусе Исаакиевского собора: в случае передачи собора в пользование Епархии СПб все расходы по его содержанию, реставрации и охране лягут на собственника - город Санкт-Петербург, что повлечет за собой сокращение финансирования социально-значимых статей бюджета города. В сегодняшней экономической ситуации эти дополнительные траты в бюджете города не предусмотрены», - написал глава пресс-службы администрации губернатора Петербурга в своем микроблоге.

Координатор независимого общественного движения за сохранение культурного и архитектурного наследия Петербурга «Живой город» Дмитрий Любимов считает, что «музей четырех соборов» вполне успешно справляется с содержанием памятника.

- Объект требует серьезного постоянного наблюдения реставраторов. Музейный коллектив комплекса имеет успешный опыт работы с этим зданием. А это один из самых сложных объектов с точки зрения содержания в городе, - говорит Дмитрий «МК». - Сейчас город не тратит на него ничего, а так как у Санкт-Петербурга на балансе огромное количество памятников, которые требуют реставрации. Этот факт дает больше возможностей заниматься другими объектами.

Впрочем, на счет достойного содержания памятника у местных жителей недавно появились опасения. Как раз на днях петербуржцы заметили повреждение главного креста, венчающего собор: часть нижнего наклонного бруса пропала. На фоне скандала с барельефом Мефистофеля даже появилось предположение, что крест кто-то намеренно сломал. Тем более, что заказ на «убийство» Мефистофеля некто приписал директору «музея четырех соборов» Николаю Бурову. Но тот посмешил заверить общественность, что не имеет к истории с барельефом никакого отношения, а фрагмент креста сняли реставраторы. Во время обследования выяснилось, что он в аварийном состоянии. Однако в этом году вернуть его на место не удастся: сначала предстоит провести конкурс, а это процедура не быстрая.

- Ремонтные работы идут, и они требуют миллионов рублей, - комментирует инцидент с крестом Дмитрий Любимов. - В первую очередь внимание уделяется несущим элементам. Реставратором видней, каким частям здания отдавать приоритеты в ходе работ.

Тем не менее, дискуссия вокруг инициативы РПЦ еще не закончена. Местные СМИ пишут, что церковь имеет виды и на другой музейный объект — Спас-на-Крови. Противник притязаний РПЦ на объекты культуры депутат петербургского "Яблока" Борис Вишневский даже выступил с предложением принять закон о запрете передачи памятников архитектуры РПЦ. Впрочем, здесь депутат погорячился. Почему — объясняет координатор движения Архнадзор Рустам Рахматуллин: «Это предложение, противоречащее закону. А он уравнивает церковь с другими институтами в праве получения объектов культурного наследия в пользование или аренду, или собственность. Другой закон говорит о праве церкви возвращать себе в собственность исторически принадлежавшие ей здания».

Однако последний аспект не относится к Исаакиевскому собору: он никогда не принадлежал церкви. Строительство четвертого по счёту храма в честь Исаакия Далматского по проекту архитектора Монферрана курировал лично Николая I. После его завершения собор находился либо в ведении императорского двора, либо в собственности города.

Ясность в этой ситуации «МК» попросил внести директора Русского музея Владимира Гусева.

- В этой дискуссии агрессия с обеих сторон должна быть сведена к минимуму. Не должно быть противостояния церкви и музея. Эти вопросы не должны превращаться в имущественные. Всегда можно найти компромисс. Музей, как и церковь, это храм — храм искусства. Направления деятельности музеев и церкви близки по своей сути. Музеи хранят достояние — наши коллекции, например, формировались задолго до революции, у нас много древнерусского искусства. Такие вопросы, как передача Исаакиевского собора, на митингах не должны решаться — ситуацию по каждому памятнику нужно рассматривать индивидуально.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру