Тайна зазеркалья Штайхена

МАММ представил фотопроект в рамках Московской биеннале

Основная площадка 6-й Московской биеннале современного искусства откроется только 22 сентября, но уже по всей Москва пульсируют ее проекты. Один из самых крупных — фотовыставка легендарного Эдварда Штайхена в Мультимедиа Арт Музее. Ту революцию, которую Штайхен произвел в фэшн-фотографии, часто сравнивают с переходом от немого кино к звуковому. На открытии выставки в музее на Остоженке побывал корреспондент «МК».

МАММ представил фотопроект в рамках Московской биеннале
Актриса Глория Свенсон. Фото: предоставлено МАММ.

Холл переполнен модными хипстерами в сношенных кроссовках и носках всех цветов радуги. Дама в черном Ольга Свиблова нервно закуривает прямо в здании. Затем она просит почтить «минутой бессловесного удивления» разрушение экспонатов музея Сидура. Эта тема остро цепляет молодежь — все хлопают и осуждают в голос выходку вандалов. И только искусство Штайхена восстанавливает спокойствие среди возмущенных.

На фоне болотных стен черно-белые снимки кажутся более насыщенными. В основном здесь портреты знаменитостей в изумительных по красоте нарядах от Коко Шанель, Жанны Ланвен и Эльзы Скиапарелли. Вот модель Элизабет Блэр в твидовом костюме, обнимающая далматина, кажется рьяной собачницей. Веселит невозмутимая миссис Кинг в костюме испанской инфанты с прической в форме горшка. А княгиня Юсупова впивается мистическим взглядом в каждого, кто проходит мимо. Миниатюрная актриса Джоан Беннет забралась на здоровенный барабан и хихикает…

— Работы Штайхена показывают, как фотография стала искусством, — говорит Ольга Свиблова. — Он получил блистательное образование художника. Уже к 1923 году он влиял на всю художественную жизнь Европы и Америки. Мы вам показываем момент его биографии, когда он производит революцию в искусстве светописи. Больше сказать про свет, тень, их взаимодействие и их магию нельзя. Кстати, именно Штайхен открыл первый в мире музей фотографии — МоМА.

Штайхен — экспериментатор. Он отказывается от всего, что существовало в модной и портретной фотографии до него. Создает работы только в духе оригинального и вдохновенного ар-деко. Он придумал использовать в кадре несколько зеркал, чтобы размножить фигуры моделей, создав тем самым иллюзию зазеркалья. Метод стал очень популярен. Так, работа «Мэри Тейлор и Энн Уайтхед на лестнице» 1934 года со сложной зеркальной конструкцией вдохновила не одно поколение американских и британских фотографов.

Некоторые из снимков кажутся слишком театральными и старомодными. Но, как ни крути, это классика фэшн-фотографии. Его приемы давно растиражированы современными мастерами. Например, сегодня часто на страницах модных журналов всплывают женские лица, покрытые черной вуалью. Это его «фишка». На выставке как раз самая высокая концентрация посетителей у легендарного портрета Глории Свенсон, чьи глаза изящно прикрыты кружевом. Актриса походит на дикую кошку, подстерегающую в зарослях свою добычу.

— Эту выставку мы показали на четырех континентах, — признается куратор проекта Тодд Брэндоу. — Чтобы подготовить ее, нам пришлось отсмотреть 2000 оригинальных отпечатков из архивов. Они никогда никому не показывались. Сложно было сделать выбор в пользу какого-либо кадра.

После экспозиции в ММАМ может показаться, что Штайхен проявил свой талант только в портретной съемке, — это не так. Он прекрасно снимал пейзажи и городские виды, ню и театр, цветы и рекламу, жанровые сценки и войну. Мастер никогда не пользовался готовыми формулами, изобретая что-то уникальное.

Не случайно в один день открыли сразу две выставки: Эдварда Штайхена и INVERSO MUNDUS AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес). Последние представили работы на стыке фотографии, видео и новых технологий. Большой любитель экспериментов Эдвард Штайхен оценил бы. INVERSO MUNDUS переводится как «перевернутый мир». AES+F перевернули все, что смогли. В панорамной видеоинсталляции свинья потрошит мясника, ребенок наказывает учителя, нищий в рубище подает милостыню богачу. В общем, художники исследуют ценности и конфликты современной глобальной культуры. Первый показ INVERSO MUNDUS состоялся в рамках 56-й Венецианской биеннале в мае 2015 года.

Стратегический партнер музея — MasterCard

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру