В Москве прошел крупнейший фестиваль тяжелой музыки

Металлический "парад" мастодонтов

Moscow Metal Meeting стал, пожалуй, первым мероприятием в России подобного масштаба: для нашей страны не так привычен формат металлических опен-эйров, к тому же состав участников в этот раз особенно порадовал гостей. 9 часов с открытой сцены почти в самом центре Москвы раздавались мощные гитарные риффы и голоса ведущих отечественных артистов жанра и их легендарных зарубежных коллег.

Металлический "парад" мастодонтов
«Helloween».

Даже ливень был нипочем металхедам, а к выступлению хедлайнеров — Helloween — он и вовсе прекратился. Со всех сторон к площадке стекались многочисленные компании радостных и эмоционально возбужденных металистов от мала до велика. Любители тяжелой музыки заполонили не только пространство перед сценой, но и все кафе на набережных и лавочках рядом с Зеленым театром, где проходило музыкальное хард-энд-хэви-пиршество. Люди приехали из Мурманской области, Находки, не говоря уже о ближайших подмосковных городах. Честь открывать фестиваль выпала команде с богатой, почти 30-летней историей — «Черный обелиск». С нынешним вокалистом Дмитрием Борисенковым группа существует более 15 лет, прошедших после смерти ее легендарного фронтмена Анатолия Крупнова, юбилею которого недавно был посвящен спецвыпуск MegaБита. У сцены предсказуемо столпилась публика постарше, с удовольствием подпевавшая нетленным хитам команды. Эстафету передали группе «Аркона», уже давно известной не только на родине, но и за пределами России. Любопытно, что она была образована двумя участниками Долгопрудненской Родноверческой общины (сообщества, основанного на исконном «чистом язычестве», как его называют сами участники) — Машей Scream Архиповой и Александром Королевым. MegaБит же пообщался с еще одним ее участником — гитаристом Сергеем Lazar и узнал, в чем секрет международного успеха команды и какое будущее ждет металлические фестивали в России.

— Сергей, когда вы с группой только начинали свой путь 13 лет назад, вы ожидали, что «Аркона»  будет греметь с турами в Европе, США?

— Единственное, о чем мы тогда думали, так это о реализации творческого потенциала автора песен и лидера нашего проекта — Марии Архиповой. Нас восхищали ее музыкальные идеи и осознание того, что мы участвуем в создании чего-то важного и достойного, нас это морально мотивировало. Мы, разумеется, представить не могли какие-то масштабные гастроли русскоязычной группы за рубежом, да и целью было не всемирное признание, важен был сам процесс создания музыки.

«Аркона».

— На нишевой металлической сцене Запада и США вы давно как свои, а знают ли «Аркону» в восточных странах — Китай, Япония, например? И как вам подпевают на концертах,  не зная русского языка?

— Когда мы посещали Китай в сентябре прошлого года, то выяснилось, что знают. Насчет Японии — будет ясно в январе следующего года, когда мы впервые посетим с небольшим гастрольным туром эту страну. Подпевают же очень часто, особенно это ощущалось в Аргентине: там весь зал хором воспроизводит мелодии песен вместе с нами, и это звучит примерно так же, как когда, например, аргентинцы поют хором на футбольных стадионах. 

— В прошлом году у вас вышел альбом «Явь». Как проходила работа и довольны ли вы резонансом, который вызвала пластинка?

— Это самый неоднозначный альбом группы со сложными аранжировками, отсутствием позитивного настроения и в целом с очень угнетающей, тревожной атмосферой песен. Учитывая эти факторы, уже на заре работы над пластинкой мы понимали, что самым популярным в нашей дискографии он не будет. Многие были недовольны, многие открыли группу для себя заново. В любом случае творчество и должно быть творчеством — когда музыкант выражает себя так, как он ощущает себя в данный момент. Это как минимум честно и правильно. Вообще создание этого альбома — наиболее темная и нервная история во всем нашем творчестве. Впервые за долгое время произошли перемены в составе группы, так как не все участники были довольны изменениями настроений в творчестве, но в любом случае «Явь», на мой взгляд, — особенное и интересное явление для российской тяжелой музыки, и, возможно, не только для российской.

— Как вы думаете, может ли сейчас в России развиваться и обрести популярность формат металлических опен-эйров, как это есть в той же Европе?

— Он до сих пор актуален только в Европе, где тяжелая музыка — это мейнстрим и хэви-метал-фестиваль — явление массовое. В России пока другие музыкальные приоритеты, так что говорить о развитии таких событий еще рано. Moscow Metal Meeting — явление для нашей страны уникальное, и мы благодарны его организаторам за то, что они смело решились провести этот фестиваль.

* * * 

Вслед за отечественными «сталелитейщиками» и «металлопрокатчиками» от души поприветствовали зарубежных гостей. Народу становилось все больше, и пространство перед сценой стало напоминать гигантский муравейник, хотя давки удалось избежать. Люди без спешки и очереди приобретали еду, напитки и с интересом разглядывали стенд с мерчендайзом — футболками, дисками и прочими приятными сувенирами от любимых групп. Неожиданной радостью для поклонников стал выход музыкантов к дверям бэкстейджа, где кумиры охотно фотографировались с фанатами и раздавали автографы. Первыми из зарубежной обоймы «выстрелили» Primal Fear из Германия. Они отыграли полноценный сет, закончив своей знаменитой композицией «Metal Is Forever». На смену немцам вышли финские музыканты Amorphis, уже не первый раз посещающие Россию. Они особенно любимы поклонниками, их всегда принимают тепло: недаром группа входит в элиту мировой металлической сцены. Гитарист Amorphis Томи Койвусаари поделился с MegaБитом сюрреалистическими идеями команды и рассуждениями о том, какой город можно назвать рок-столицей мира.

«Amorphis».

— Томи, почему мы услышали так мало песен с вашего последнего альбома «Under The Red Cloud» на фестивале?

— Мы еще не успели отрепетировать их исполнение живьем. Для нас это последний летний опен-эйр в этом году. Но, конечно, мы не смогли оставить поклонников хотя бы без нескольких свежих композиций, к тому же я уверен, что мы еще вернемся в Россию с новым альбомом. 

— Какое место вы бы назвали главным рок-городом мира?

— Конечно, первым мне в голову приходит Детройт — угадайте почему. (Смеется.) А вообще сегодня, на мой взгляд, существует много разных рок-городов. Хельсинки например. И Москва, конечно, — тоже один из них, так как здесь у нас всегда проходят замечательные, успешные концерты.

— Одна из ваших фишек — необычное оформление альбомных обложек. Как происходит работа над дизайном и почему она для вас так важна? 

— Обложку последнего альбома нам сделал Валнуар Мортасонже — французский художник, который до этого работал с такими командами, как Paradise Lost, Behemoth, и многими другими известными артистами. В основе изображения — идеи группы и самого Валнуара. Главный месседж, который совпадает с концепцией всех композиций с пластинки, заключается в том, что мы все живем сейчас «под красными облаками» — то есть в любой момент может произойти нечто страшное, и многие люди в разных странах это ощущают. Образы, которые вы видите на обложке, есть в наших текстах: четыре мудреца, король, змеи в середине, которые не знают, обнимают ли они друг друга или пожирают. Также и человек не знает: обернется ли против него его брат или нет. Фазы луны олицетворяют разные сезоны и бесконечную протяженность времени. И все это составляет концепцию альбома. Мы рады тому, какой получилась обложка. Это что-то новое для нас. Мы очень хотели работать с Валнуаром, потому что уже видели его произведения, они совершенно непохожи на другие. Сам процесс был длительным и кропотливым, переписка и обмен идеями — это примерно сто писем по электронной почте между группой и художником.

* * *

После мрачных финнов настало время «мрачных» (уже в буквальном смысле) шведов Dark Tranquillity, играющих мелодичный дэт-метал. Кстати, по словам гостей фестиваля, многие из них пришли посмотреть именно на «транквилов». Неудивительно: эта команда существует дольше едва ли не всех представителей знаменитой и одной из самых сильных во всем мире метал-сцены Гетеборга. Темнота и ослепляющие предосеннее небо огни софитов стали идеальной декорацией для шоу. Музыканты отыграли внушительную программу, подогрели публику хитом «The Science of Noise» и закончили свой сет не менее известной песней «Misery's Crown». 

Однако главными героями вечера все же стали долгожданные Helloween. На сцене были подвешены вращающиеся декорации, сделанные в стилистике последнего альбома группы. Особенно запомнилась поклонникам огромная горящая тыква, вырисовывающаяся из лучей прожектора. Так что все происходящее больше напоминало театрально-музыкальную постановку, чем просто концерт. К составлению сет-листа музыканты подошли особенно тщательно и явно с любовью, выбрав для него одни из своих лучших треков: «Eagle Fly Free», «Dr. Stein», «My God-Given Right» — заглавная композиция с нового альбома, «Keeper of the Seven Keys» и, конечно, любимая всеми песня «I Want Out», буквально взорвавшая толпу. Когда шоу закончилось, обессилившие после девятичасового марафона, но довольные фанаты не хотели уходить с площадки, требуя еще больше энергии и звуков, т.е. «продолжения банкета». Особо активные поклонники поджидали артистов у служебного входа, а Helloween тем временем делился с MegaБитом впечатлениями и секретами своей творческой кухни.

— Ваш новый альбом «My God Given Right» вызвал большой резонанс как среди поклонников, так и в мировых музыкальных изданиях. Как формировалась его концепция? 

— Нам не пришлось долго думать над тем, как назвать пластинку. Мы выбрали свою любимую песню из всего записанного материала и решили сделать альбом одноименным. Если же откровенно говорить об основной идее, «My God Given Right» — не концептуальный альбом, и в каждой песне есть своя, особая история, но, конечно, в исполнении Helloween они все звучат единообразно, потому что у группы есть свое лицо, свой стиль. Нам кажется, его всегда нужно придерживаться. 

— Это не первый ваш концерт в России. Как за десять лет изменилась аудитория и ее восприятие группы?

— Мы много раз выступали в вашей стране, были с концертами не только в Москве, но и в Санкт-Петербург, Краснодаре, Екатеринбург, Уфа, многих других городах. У нас здесь замечательные фанаты, так что нам всегда приятно возвращаться сюда. Я не могу сказать, что аудитория за эти годы как-то изменилась. Фанаты приходят на концерт, как на металлическую вечеринку, и празднуют вместе с нами — мы воспринимаем это так. То, что действительно изменилось к лучшему, это технические стандарты оборудования и инструментов. Россия вышла на новый уровень. Работать стало легче и приятнее. Это здорово, потому что теперь ваша публика может наслаждаться концертами и своих, и зарубежных артистов с хорошим звуком и качественным визуальным сопровождением. Раньше такого не было. 

— У вас бывают паузы в творческой деятельности или вы работаете нон-стоп?

— Мы не роботы. Поэтому после долгой студийной работы, создания и записи альбома, тура длиною в год, который следует за его выпуском, всегда необходимо подзарядить батарейки, и мы берем тайм-аут на какое-то время. Другое дело, что у нас не получается отключиться от творческого процесса полностью, и во время отдыха каждый из нас автоматически начинает накапливать идеи для новых песен. В итоге не проходит и нескольких месяцев, как мы ждем не дождемся, чтобы снова вернуться к работе.

* * *

Хотя некоторые скептики и критикуют представителей металлической сцены за отсутствие музыкальных экспериментов и чрезмерную приверженность канонам, годы идут, а любителей тяжелой музыки, наряду с поклонниками других стилей и направлений, не становится меньше, а «динозавры» из России и зарубежья собирают тысячи людей на своих выступлениях. Moscow Metal Meeting — тому подтверждение. Впервые за долгие годы в столице появился крупный металлический фестиваль, ставший альтернативой ныне модным мультистилистическим опен-эйрам, а у слушателей — еще больший выбор.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26909 от 11 сентября 2015

Заголовок в газете: Металлический "парад" мастодонтов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру