Выдвижение на Оскар «Солнечного удара» Михалкова — шаг в пустоту

Серьезных конкурентов попросту не было

«Солнечный удар» Никиты Михалкова выбран от России на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Теперь к 1 октября со своим выбором должны будут определиться остальные страны, претендующие на получение премии, после чего будет опубликован полный список претендентов.

Серьезных конкурентов попросту не было

За неделю до анонсирования списка номинантов, то есть 7 января 2016 года, специальной комиссией, отвечающей за категорию «Лучший фильм на иностранном языке» будет определен шорт-лист из девяти фильмов. Из него к 14 января, к дате объявления номинантов во всех категориях, будут отобраны пять, которые непосредственно поборются за награду. Победителя объявят 28 февраля наравне с остальными категориями.

Заседание российской оскаровской комиссии, возглавляемой Владимиром Меньшовым, совпало по времени с мастер-классом Никиты Сергеевича в Доме музыки. Вот и новость пришла к режиссеру вместе с запиской из зала аккурат посреди выступления.

- Что, ведь сейчас сентябрь, а не первое апреля. Не верю! - отшутился Михалков.

А чуть позже добавил:

- У меня уже есть один «Оскар». Боюсь, если получу второй, кое-кто этого не выдержит.

Причем перед самым мастер-классом Никита Сергеевич так же картинно отнекивался от возможной номинации, говоря, что уже давно ничего подобного не ждет и не рассчитывает, и вообще сейчас полностью поглощен новым замыслом — многосерийным фильмом о Грибоедове, задуманным им в соавторстве с Александром Адабашьяном еще 25 лет назад. Впрочем, еще раньше, какую-то неделю назад Михалков в гостях у Иван Ургант практически в прямом эфире демонстрировал свои актерские способности. Словно фокусник, открывающий секреты уличной магии, заявил свое коронное: «Слезы — это техника, работа диафрагмы». И тут же за несколько секунд по просьбе ведущего расплакался, чтобы еще через полминуты так же, по заказу, расхохотался.

Другими словами, разобраться, чего в словах Никиты Сергеевича больше — лукавства или сдержанного равнодушия — не сможет, пожалуй, даже сам Михалков.

Как бы то ни было, нынешнее голосование — чуть ли не первый случай за долгое время, когда присутствие фильма Никиты Михалкова в списке потенциальных претендентов от России на «Оскар» не спровоцировало скандала.

Может, еще не вечер, но пока молчат и Юрий Быков — известный прямотой и вспыльчивым нравом режиссер драмы «Дурак», которую критики часто ставят в один ряд с «Левиафаном» Андрея Звягинцева, прошлогоднего номинанта от Россия. Молчит и продюсер фильма «Битва за Севастополь» Наталья Мокрицкая, которая тоже не привыкла долго лезть за словом в карман — что в среде коллег, что на встрече с премьер-министром. Впрочем, «Битва» чисто теоретически еще может быть номинирована на «Оскар» от Украина последние новости - подобное когда-то произошло с фильмом Сергея Бодрова-старшего «Монгол», номинированного (и попавшего в окончательный шорт-лист из пяти фильмов) от Казахстана. К слову, тогда же в одной номинации с Бодровым последний раз оказался и Михалков, с вольным ремейком «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета — драмой «12».

Казалось бы, все это повод наконец-то перевести дух. Порадоваться, что российские кинематографисты научились цивилизованно вести диалог друг с другом. Но куда более правдоподобным выглядит другое объяснение: у Михалкова в этом году попросту не было серьезных конкурентов. И вот это — самая неприятная новость. Последние двадцать лет, начиная с триумфа (пока последнего в российском кино) «Утомленных солнцем» на «Оскаре» в 1995, Россия словно замерла на одном месте.

Не считая предельно экстремального прошлого года, когда «Левиафан», пройдя огонь, воду (дома) и медные трубы (во всем остальном мире), остановился в шаге от награды, каждый сентябрь в российском кино оставляет ощущение дежа вю. За исключением отдельных случаев, когда Никита Михалков лично снимает свой фильм с голосования (как он сделал с «Утомленными солнцем-2. Цитадель»), на «Оскар» от России неизменно отправляется фильм либо самого Михалкова, либо одного из его современников, таких же классиков. Невзирая на прокатные сборы, международную судьбу, да и попросту любые, хотя бы теоретические шансы на победу.

«Солнечный удар» немного выбивается из общего ряда. Эта картина, при всей старомодности и одизности рекламной кампании — начиная с публичной отповеди Венецианскому кинофестивалю, не соизволившему уведомить режиссера об отказе взять фильм в одну из программ, заканчивая международной премьерой в Белграде и Крым — остается важным, во многом не проговоренным до сих пор высказыванием. Высказыванием очевидным и бесспорным, но слишком велеречивым, старомодным. Так, что и не каждый российский зритель рассмотрит, что именно скрывает режиссер за этим полетом женского платочка и вращением шестеренок двигателя парохода. А люди, не знакомые с творчеством Бунина, рискуют и вовсе не дотерпеть до, безусловно, мощного финала.

Подобные фильмы важны и нужны. Как факт культуры. Как приглашение к диалогу. Но выдвижение его на «Оскар» — очередной шаг в пустоту. То ли популистский, то ли отчаянный жест. Очередное свидетельство того, что честному и открытому разговору о современности мы предпочитаем медитативные прогулки в прошлом. Развитию — стабильность, граничащую со стагнацией.

Удивительно, но сам Михалков в этом контексте вызывает меньше всего вопросов. Ему-то как раз накануне 70-летнего юбилея не отказать ни в энтузиазме, ни в амбициозности, ни в умении в нужный момент изобразить искреннее недоумение и показное спокойствие. Куда интереснее узнать, что думают и чувствуют остальные. Точнее — не думают и не чувствуют.

"Цитадель" Михалкова выдвинута на "Оскар"

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26919 от 23 сентября 2015

Заголовок в газете: Наше кино под «Солнечным ударом»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру