В музей Москвы привезли театр и «Необыкновенную» выставку Габриадзе

Резо упоил столицу и показал кино из-за забора

12 февраля 2016 в 18:56, просмотров: 20329

Щедрая на талант, общение и угощение Грузия на месяц переехала в Москву. Ее привез легендарный Резо Габриадзе, прихватив с собой театр марионеток, живопись, графику, скульптуру, фильмы, вино и забор... Для такого добра приют должен быть под стать. Музей Москвы об этом позаботился – разместил дорогих гостей на двух тысячах квадратных метрах. Здесь развернулся уникальный проект: творчество большого художника и кукольника мирового масштаба перевели в мультимедиа, его спектакли играют каждый день. Подарок к 80-летию любимого грузина удался!

В музей Москвы привезли театр и «Необыкновенную» выставку Габриадзе
фото: Наталья Мущинкина

Душистой, смешной и нежной Грузией веет уже с порога. Пространство наполнено огромными красными бумажными розами. Как в Тбилиси, где в них утопает Театр марионеток. Роза – любимый цветок Габриадзе; а здесь все для него и о нем. Пройдя от палисадника в холл, оказываетесь не только в мире Резо, но и в его власти. Огромные и чуть поменьше, яркие и не очень экраны – их 62 – окружают вас со всех сторон. Проносятся музыканты и танцоры в размашистой, насыщенной графике. Их сменяют сюжетные картины, сочетающие тонкий юмор и глубокую философию. Названия говорят сами за себя – «Битва портного с закройщиком», «Загс – могила любви», «Дом недружных братьев», «Кислый город».

Много портретов: Станиславского, Ахмадулиной, Вознесенского, Хармса… Для Пушкина вообще отдельный зал. Ведь Габриадзе изображал Александра Сергеевича почти 900 раз. Его Пушкин в красном цилиндре и расклешенных штанах – смелый, веселый и влюбчивый путешественник. Цикл возник в дружбе с Андреем Битовым и погружением в его роман «Пушкинский дом». «Я прочел его и был ошеломлен. Он поднял шторы, за которыми Пушкин, открыл мне занавесы. Их было много, Битов открывал их легко, щедро, с радостью я следовал за ним. Пушкин сам был блестящим художником. В его рисунках видна рука ангела. Она все время в полете и всегда точна», – вспоминает художник.

А любимого поэта Галактиона Табидзе художник Габриадзе и вовсе перевел с грузинского на живописный: его иллюстрации своего рода подстрочник. Иностранные читатели понимают эти стихи без перевода. Творчество Галактиона, так же как и Кутаиси, связаны с самыми ранними воспоминаниями Габриадзе. Город детства Резо, где реальная жизнь плотно переплеталась с древнегреческим мифом, блеском театральных постановок и тяжелым бытом закулисья. Малая родина на долгое время стала для него главным источником вдохновения. Лишь в последние годы этот образ потеснила фантастическая по оттенкам серия «Подмосковье».

Любимые цвета Габриадзе: синий, желтый, оранжевый. Картины медиакомпозиции идеально подобраны по колориту; на всех экранах одновременно появляются красные картины. По контрасту их сменяют синие, зелёные... Все выверено филигранно. Какая музыка! Если на экране всплывает пейзаж, то поют птицы; под зарисовки грузинской деревни звучат этнические мотивы; а фоном русских сюжетов звучат советские шлягеры. Полгода над беспрецедентным проектом трудились мастера студии Тимура Бекмамбетова.

– Благодаря мультимедиа нам удалось поженить театр с живописью, – говорит Лео Габриадзе (сын Резо). – Сначала мы все фотографировали, потом сканировали и наконец сделали анимацию. Было сложно, потому что я привык работать с одним экраном. Боялся, что проект получится развлекательным мультфильмом, но удалось сделать именно выставку. Она не мешает театру, а наоборот, дополняет его. Это как разогрев в музыке перед концертом. Мы тоже разогреваем гостей перед спектаклями.

Не успевает Лео договорить, как начинают отбивать часы. На огромном экране – знаменитая тбилиская башня театра с ангелом, который звоном колокольчика приглашает зрителей в зал. Дают известные спектакли: «Сталинград», «Осень моей весны», «Бриллиант Маршала де Фантье». Для них привезли более 240 кукол, созданных за 30 лет по авторским эскизам Резо.

В музее построили даже кинотеатр, где крутят любимые и растасканные на цитаты ленты, автором сценария которых был Резо – «Мимино», «Не горюй» и «Кин-дза-дза». Смотрят их за деревянным, покосившемся и облупленным забором. Почему? Одно из самых ярких воспоминаний детства Резо: как он с друзьями смотрел фильмы. Кинотеатр тогда располагался под открытым небом. Билеты стоили дёшево, но мальчишкам на них все равно не хватало. Находчивые, они нашли выход – смотреть кино в дырки забора. Конечно, историческая ограда не сохранилась. Но с забором, который стоит в музее, тоже связана любопытная история. Лео Габриадзе объездил пол-Грузии в поисках подходящей ограды. Когда нашел идеальный экспонат, не раздумывая предложил хозяину за него кругленькую сумму. Владелец принял все за розыгрыш, долго смеялся и спрашивал, где находится скрытая камера, в которую нужно помахать.

– В мире Резо собрано все самое человеческое, что есть в нас, – сказал «МК» пришедший на вернисаж Михаил Куснирович. – В таком мире я бы хотел жить. От него идет благостная энергетика. Резо настолько щедр своим талантом, что пронимает до глубины души. Он не элитарный, а человечный. Старается не понравиться, а полюбиться. Его творчество для тех, кто способен воспринимать. Нужно только открыть уши, глаза и сердце.



Партнеры