Кинофестиваль «Окно в Европу» приоткрыл турецкую жизнь Рудольфа Нуреева

В Выборге едва не отравили президента России Евдокимову

11 августа 2016 в 15:34, просмотров: 4371

Накануне закрытия XXIV Фестиваля российского кино «Окно в Европу», проходящего в Выборге, его гости и участники отправились в финскую Котку представить фильм «Искушение» Александра Тютрюмова.

Кинофестиваль «Окно в Европу» приоткрыл турецкую жизнь Рудольфа Нуреева
фото: Светлана Хохрякова
На фото: Александр и Анна Тютрюмовы

Когда-то он занимался бизнесом, но мечтал о кино, начал сниматься, выучился на продюсера во ВГИКе, а теперь дебютировал и как режиссер. Продюсером «Искушения» стала его дочь Анна Тютрюмова. Станислав Ершов – некогда глава киностудии им. Горького, а ныне владелец небольшого, но модного в Петербурге кинозала, организовал выезд Котку именно «Искушения» и его авторов. Это едва ли не единственная простая и незамысловатая картина, лишенная зауми и мнимых поисков, в программе игрового кино «Осенние премьеры».

Молодая пара заблудилась в лесу, набрела на домик странного скульптора, где хранятся в коробках три миллиона долларов. Недавние влюбленные готовы ради купюр предать друг друга, продать собственную душу. В роли искусителя - Федор Добронравов. «В нашем фильме не звучит ни одного имени, нет названия города. Но мы понимаем, что разговор идет о человеческих грехах. Они могут быть в любой стране. Сейчас модно снимать фильмы другого содержания, а я – сторонник старой советской школы. Вообще в сценарии говорилось о рыбах, а мы их превратили в людей» - рассказывал финским зрителям Александр Тютрюмов.

Выяснилось, что в Котке, несмотря на близость российской границы, русских фильмов не показывают. В городском кинотеатре идут исключительно американские и финские картины, трансляции опер. Иногда по государственным каналам показывают Тарковского или даже «Брата» Балабанова. Поэтому раз в год собирается полный зал русских зрителей, скучающих по родному языку. Но и финская публика приходит. Именно в день показа стало известно, что Министерство культуры России поддержала новый проект Александра Тютрюмова «Ничей» о брошенных детях.

Любопытно, что в тот же день в Выборге в программе «Копродукция. Окно в мир» показали криминальный триллер «Сувениры из Москвы» (в оригинале - «Взгляд убийцы») режиссера из Финляндии Лаури Нурксе. Картина создавалась при участии России. Начинается все в Сарове, где совершается преступление, а потом мы видим главного героя Виктора – бывшего афганца, русского спецназовца – в других обстоятельствах. Сыграл его крепкий финский мужчина - актер Самули Эдельман. Он говорит на русском языке с акцентом, но это в состоянии оценить только наши соотечественники. Виктор переехал в Хельсинки и оказался в эпицентре опасных событий, его втягивают в операцию под кодовым названием «Калина красная». Президент России Евдокимова - в опасности. В ее тело хотят ввести ядовитое вещество, проделать примерно тоже, что с Литвиненко. И надо предотвратить преступление.

Не обошлось в «Сувенирах из Москвы» и без ставшего почти русским финского актера Вилле Хаапасало. Он тоже говорит по-русски, и зритель начинает путаться, кто есть кто. Имена у героев знатные – Антон Вронский, Кутузов. В небольшой роли снялась российская актриса Роза Хайруллина. Ее героиня Анна Михайловна занимается спасением президента. Увидев Храм Христа Спасителя, она начинает яростно молиться. Реплики звучат такие: «После ельцинской лажи пришли питерские силовики». А президент Евдокимова пламенно заявляет, как пионерка на допросе: «Они могут убить меня, но демократию убить не могут». Ей вторит герой Хаапасало: «У свободного человека должно быть право выбора». Сплошные лозунги и развесистая клюква, причем интересная, констатирующая страх и ужас, который испытывают финны по отношению к ближайшим русским соседям.

В этой же копродукционной программе – полнометражный документальный фильм нашей коллеги – киноведа и режиссера Евгении Тирдатовой «Рудольф Нуреев. Остров его мечты», снятый совместно с турецкими партнерами на территории Турции. С 1981 по 90-е годы знаменитый танцор и хореограф приезжал в эту страну по три раза в год, мечтал иметь там остров и дом. Так оно и случилось, но только после его смерти. Как говорят знавшие его люди, Нуреев скучал по своей матери и своей культуре, поэтому его тянуло в Турцию, поскольку между народами этой страны и Башкирией, откуда он родом, много общего. Нуреев любил ходить по восточному базару, покупать ковры. Там он вдохновлялся. Для своего парижского дома скупал турецкую плитку, экзотические турецкие одежды. А в женщинах, раскатывающих хлеб, видел свою мать. Он вел себя как султан, разговаривал с людьми величественно, в имперской манере. Евгении Тирдатовой удалось найти редкую любительскую съемку этих путешествий, иногда очень интимную. Так что возникает вопрос: можно ли было все это обнародовать? Скажем, купание голышом в обществе близких друзей, которые приезжали с Нуреевым в Турцию. Но самые сильные кадры – уже смертельно больного человека у станка, у которого от упорных занятий выворочены пальцы на ногах, напоминающих незаживающую мозоль. О Нурееве вспоминают турецкие балерины, выходившие с ним на сцену в Стамбуле, где он впервые оказался в 1978 году с гастролями. Одна из них выучили русский язык в процессе работы с Григоровичем, Плисецкой, которых боготворит, и конечно, Нуреевым. Он мечтал купить остров Святого Николая в Турции, долго его искал, а потом выяснилось, что это ценный исторический объект, неподлежащий никаким сделкам. С экрана прозвучит смешной комментарий: «Он был влюблен в Турцию, потому что сам с Урала», а дальше упоминался Байкал. Знаменитый сценограф Эцио Фриджерно после смерти своего друга построит дом, о каком мечтал Нуреев. Потрясающей красоты место принадлежит ему, а управляет им – давняя подруга и возлюбленная Нуреева Ясемин Пипиринсиоглу, ставшая не только главным действующим лицом фильма, но и одним из его сопродюсеров. Именно она когда-то выступила продюсером «Спящей красавицы» Нуреева в Стамбуле, хотя ничем подобным до того не занималась.

Еще один фильм из конкурса копродукции - «Гонки по-итальянски» Клаудио Уберти с минимальным двадцати процентным участием России. Он рассказывает о ралли ретро-автомобилей «100 Миль», проходящем в Италии. Продюсер с российской стороны Ульяна Ковалева закончила там университет, и это уже не первый ее проект с итальянцами. «Делать копродукцию с итальянцами, говоря только по-английски, невозможно, - рассказывает Ульяна. - Я говорю по-итальянски и знаю эту страну. Если для немцев важен протокол, документ, то в данном случае ценнее личные взаимоотношения. Когда возник этот проект, я ничего не знала про гонки ретро-автомобилей. Участие России в этой картине ограничивается саундтреком песни и присутствием русской актрисы. У гонщиков много жаргона, пришлось тщательно редактировать их речь при дубляже, который занял несколько месяцев. Мы пересылали материал гонщикам, чтобы все было точно. Есть какая-то необъяснимая связь между русскими и итальянцами. Они нам почему-то близки, их тянет в Россию. Мы очень разные, но что-то между нам есть. На кино санкции никак не сказались. Итальянцы хотят с нами работать».

Документальную картину «Мужской выбор» режиссер Елена Демидова сделала при участии норвежских и финских партнеров. Она рассказывает о мужчинах, отправляющихся на север на заработки. «Я видела перед собой 3 тысячи мужчин, а героев среди них не находила. Не было тех, кто бы стоял перед сложной ситуацией выбора» - рассказывает Елена. Для того, чтобы их найти потребовалось время и упорство, и перед нами открылись интересные судьбы. Кто-то искал одно, а нашел другое, приехал зарабатывать ради одной жены, а встретил другую женщину.

Пока крайне мало картин, созданных Россией в копродукции. Все они разного достоинства, а иногда производят удручающее впечатление. Но эти фильмы вошли в выборгский конкурс, который оценит отдельное жюри. «Окно в Европу» - практически единственный фестиваль, пытающийся стимулировать это перспективное направление, которому на государственном уровне уделяется минимальное внимание.



    Партнеры