«Митьки» спасаются от потопов в палатке и выставляют там картины

В Москве открылась выставка питерской арт-группы

6 февраля 2017 в 18:38, просмотров: 2496

Если художники устраивают громкие выставки и там же дают не менее шумные концерты, где отплясывают даже дети и старики в тельняшках, — это "Митьки". Они снова приехали из родного Петербурга в Москву и окатили столицу любовью. По-другому у них не бывает, так как пишут и поют ребята только от души. В этом убедился корреспондент "МК" на вернисаже "Арефьевцы и Митьки. Семья Шагиных в неофициальном искусстве", который галерея "Веллум" проводит в центре ARTPLAY.

«Митьки» спасаются от потопов в палатке и выставляют там картины
фото: Ксения Коробейникова
Дмитрий Шагин зажигает с Германом Виноградовым.

Как нельзя лучше творческой группе соответствует непафосное пространство, напоминающее недострой. Развеска тоже подходящая: отдающее морем искусство висит на канатах. Герои картин, как посетители и сами художники, одеты в полосатое, ведь тельник — неотъемлемая часть образа "Митьков". В центре экспозиции — работы с их изображением. То они спасают русские земли от иноземцев на берегу моря, то распевают песни с казаками под лозунгом "Митьки никого не хотят победить", то по-русски "гудят" в избе, то думы думают в компании Пушкина, гусар или изящной японки...

— Для меня искусство "Митьков", — признается поклонник арт-группы 28-летний Юлиан, — это как на столе дорогущего ресторана разложить газету с воблой и заказать официанту пива под нее. Ребята без фальши передают жизнь по-настоящему русского человека, у которого все из крайности в крайность, из праздничных выходных в серость будней. Легкомысленность у них соединяется с православием и патриотизмом, а низкое (никогда не грязное) — с высоким.

фото: Ксения Коробейникова

В полный восторг поклонники приходят и от концерта "Митьков". Зал взрывается от выступления лидера арт-команды Дмитрия Шагина с Германом Виноградовым. Этот художник давно стал "братушкой" питерским коллегам. Обычно он шокирует Москву тем, что ходит со сковородкой на голове или в шлепках на босу ногу в мороз. А тут скромно оделся в черное. Герман рассказал «МК», что "не захотел привлекать внимания, так как главные сегодня — в тельняшках".

Вообще искусство у "Митьков" — насквозь полосатое, двойственное. Оно всегда было и остается на грани реализма и натурализма, легкомысленности и высокоморальности, шутки и правды. "Митьки" переросли в движение, потому что создали свой образ мысли. Разухабистый, вольготный, народный. Потому их искусство напоминает лубок. По форме оно принципиально не стремится к высоким материям, но достигает их содержанием. Митьковскую субкультуру отличает одновременно простота и глубина, как и образ жизни, где легковерность уживается с мудростью. А еще свой лексикон: "Опаньки", Дык", "Ну елы-палы"...

фото: Ксения Коробейникова

На чем выросло это самобытное талантливое явление, можно узнать, пройдясь по периметру галереи. Здесь расположились десятки экспрессионистских работ родителей Дмитрия Шагина художников Владимира Шагина, Натальи Жилиной и других представителей «арефьевского круга», который вдохновлял «Митьков».

– Вы знакомитесь, – говорит куратор выставки Любовь Агафонова, – с творческой жизнью типичной семьи ленинградских интеллигентов, все представители которой были и являются художниками. Первое поколение входило в «арефьевский круг», группу ленинградских художников, в послевоенные годы продолжавших традиции русского авангарда. Часто забывают, что именно их считают предтечами нонконформистов 1960-х.

фото: Ксения Коробейникова

Примечательно, что судьба Шагина-старшего повторила причудливые зигзаги пути, на который обрекла группу «арефьевцев» советская власть, нетерпимая к проявлениям инакомыслия. В начале 1960-х Шагин, как и многие его коллеги из «арефьевского круга», получил шесть лет тюрьмы за якобы антисоветскую деятельность. Но даже после принудительного психиатрического лечения, популярного в СССР инструмента воздействия, Владимир Шагин не отошёл от творчества и плодотворно работал до конца жизни.

«Митькам» тоже живется не сладко. Их питерскую мастерскую на улице Марата по нескольку раз в год заливают соседи. В последний раз это случилось в середине января. Тогда пострадало около 30 работ, в том числе легендарные «Кипяточку бы» и «Белое солнце пустыни». Их успели отреставрировать для московской выставки.

фото: Ксения Коробейникова

– Митя, правда, что после затопления вы попросили у государства новое помещение? – спрашиваем у Шагина на вернисаже.

– Не просили и не будем, так как знаем, что ничего нам не дадут. Главное – чтоб то, что есть не отобрали. Мы уж приспособились – установили в помещении палатку 5 на 10 метров. Нам ее морячки летом дали на фестивале морской песни на Петропавловском острове. Выставку провели в ней, причем несмотря на лютый шторм ни капли воды не просочилось. Вот и сейчас картинки в палатке держим. Теперь сколько бы ни заливали, все нам не почем будет. Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.




Партнеры