"Книги были окутаны юностью": скончался писатель Анатолий Алексин

Он ушел из жизни за границей в возрасте 92 лет

В Люксембурге в возрасте 92 лет скончался Анатолий Алексин - культовая фигура для людей старшего поколения, которые читали его школьниками в СССР. Кто-то называл его патриархом детской советской литературы, другие - искусным создателем иллюзии советского детства. Но никто и никогда не ставил талант Анатолия Георгиевича под сомнение.

Он ушел из жизни за границей в возрасте 92 лет
Фото из личного архива.

В его прозе, драме острота удивительным образом уживалась с нежностью. Возможно, это объясняется тем, что писатель сумел пройти войну и не растерять детской открытости, жизнерадостности, свободы. Он достойно прошел через многие катаклизмы, переживания, отведал и сладкое, и горькое.

Ему не вскружил голову успех от выхода в свет более 200 книг тиражом 120 млн экземпляров, в том числе многотомников; от перевода произведений на 48 языков; от спектаклей, которые непрерывно ставили по его 13 пьесам в более чем 250 театрах России и мира; от 17 снятых по его повестям фильмов, где играли талантливые актеры — Ахеджакова, Куравлев, Меркурьев, Муравьева, Смехов, Фрейндлих...

Анатолий Алексин написал три романа, 43 повести, 97 рассказов и книгу воспоминаний. Без этих вещей немыслимо детство советского ребенка: «Мой брат играет на кларнете», «В Стране Вечных Каникул», «А тем временем где-то…», «Поздний ребенок», «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду»...

С женой и дочкой. Фото из личного архива.

ЮНЕСКО объявило трех лучших детских писателей мира ХХ века: Марк Твен, Алан Милн и Анатолий Алексин.

— Совершенно справедливое сравнение с Твеном и Милном, — отмечает близкий друг Алексина поэт Андрей Дементьев. — Творчество Толи известно всемирно. Многие поколения на нем воспитаны. Книгу «Мой брат играет на кларнете» читали все. Алексин — выдающийся талант, огромная жизнь и невероятная популярность.

— Андрей Дмитриевич, когда вы в последний раз видели писателя?

— Мы очень дружили, любили друг друга, у меня стихи есть, посвященные ему. В Москве мы часто виделись, в Израиле — тоже, потому что я работал там пять лет на российском телевидении на Ближнем Востоке. Два года назад, когда мы с женой Аней были в Европе, специально взяли машину и поехали к Толе в Люксембург. Увиделись, но он был нездоров, у него полились слезы… Понимал, что уходит. Мы вспоминали прошлое… Его повести, двадцать одну из которых я с удовольствием напечатал в журнале «Юность», когда был главным редактором. Он был у меня членом редколлегии и присылал произведения молодых авторов, всегда с теплом отзывался о них.

— Каким он был человеком?

— Я знал его с молодости. Он был добрым, красивым, улыбчивым, отзывчивым. Первым всегда приходил на помощь. Мы писали статьи друг о друге, поддерживали как могли. Столько книг, сколько он издавал, да еще почти на всех языках, — редкость. При этом он был очень скромным и в быту, и в творчестве. Его все бесконечно любили: друзья, коллеги, читатели… Никогда о нем не прозвучало ни одного плохого слова. Это говорит о многом.

Чтобы узнать, востребован ли классик детской советской литературы сегодня, вбиваем его фамилию в поисковик и получаем в ответ на запрос с полсотни недавно изданных книг писателя...

— Отчетливо помню обложку «Очень страшной истории» Анатолия Алексина, — говорит писатель Александр Снегирев, лауреат «Русского Букера». — Синяя, с двумя сухими деревьями и белым человеческим силуэтом. И помню ощущение от прочтения — нечто схожее я испытал спустя годы, когда прочел «Над пропастью во ржи». Кому-то это покажется странным, но чувствам не прикажешь. В этой книге было нечто, что не описать словами, что окутано юностью и всеми ее необъяснимыми, нелогичными и замечательными дуновениями...

С Евгением Евтушенко. Фото из личного архива.

Глава Роспечати Михаил Сеславинский тоже вспоминает Алексина по переплету его бестселлера: «У меня перед глазами стоит обложка книги «Мой брат играет на кларнете», которая занимала почетное место на моей книжной полке в середине 1970-х. В то время не было профессии школьного психолога. Но у меня сложилось впечатление, что им был Алексин. Он знал о школьниках все, рассказывал об их первых проблемах, порой драматических. Отвечал на вопросы: «Как понимать людей?», «Как сделать правильный выбор?», «Что такое хорошо и что такое плохо для подростка?».

Романтика и сентиментальность сочетались в его творчестве с глубоким реализмом и бытовыми подробностями. Мир детства и юности существовал во всех его многочисленных произведениях. Это забавные, грустные и поучительные истории. Алексин прожил длинную жизнь и всегда был звездой первой величины на небосклоне прекрасной советской детской литературы».

О трудностях воспитания подрастающего поколения Алексин написал более двух тысяч публицистических статей. Он служил детям не только на литературном поприще... Перечень его общественных должностей исчисляется десятками: от члена правления Союза писателей СССР до президента ассоциации «Мир — детям мира!».

Возле перевала Наур, на Главном Кавказском хребте, где была разгромлена отборная альпийская фашистская дивизия «Эдельвейс», установлен металлический обелиск. А на нем — слова Веры из повести Анатолия Алексина «Раздел имущества»: «Люди не должны жить минувшим горем… Но тех, кто спас их от горя, они обязаны помнить». Эти слова важны сейчас, когда наша страна готовится отмечать День Победы 9 мая. За свои заслуги в области литературы и искусства Алексин удостоен высших орденов и медалей Советского Союза, в том числе ордена Ленина; трех Госпремий России, многих международных премий, включен в Почетный список им. Андерсена. Особенно дорога была ему премия «Сострадание» за многолетнюю помощь онкологическим больным.

Фото из личного архива.

Достоевский говорил, что мир спасет красота. Алексин добавил: «Думаю, Мир призвана спасти и Доброта. Я, как многие служители литературы и искусства, пытался своими произведениями взрастить сердечность в душах своих читателей. Служить Детству и Доброте — самое первое наше предназначение. И если мы хотим, чтобы Доброта и Красота спасли Мир, мы должны уберечь для юных ВЕЧНОЕ и не допустить, чтобы они перепутали бессмертное с модным и мимолетным».

Анатолий Георгиевич считал себя счастливым человеком, ибо жил он, как часто повторял, ради читателей.

Несколько лет назад по состоянию здоровья он перебрался в Люксембург к дочери Алене Зандер. Два года назад писатель потерял любимую жену Татьяну Алексину, которая была его музой, редактором, соавтором. Он не оправился от этой потери. Ушел из жизни во сне.

О дате и месте мемориального вечера будет сообщено позднее. Алексин завещал, чтобы его похоронили в Москве.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27385 от 3 мая 2017

Заголовок в газете: Классик ушел, а его кларнет будет играть вечно

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру