Алексей Кравченко представил в Венеции «Раскрашенную птицу»

Итальянский режиссер снимал «Мартина Идена» по советским лекалам. Его вдохновил Юрий Богатырев

На 76-м Венецианском кинофестивале не утихают страсти вокруг президента жюри — аргентинского режиссера Лукресии Мартель, кто-то даже требует разжаловать ее. Всему виной ее высказывание по поводу того, что она не станет аплодировать Роману Полански после показа его фильма «Я обвиняю», поскольку не может отделить режиссера от человека, а он, как известно, обвиняется в совращении малолетних.

Итальянский режиссер снимал «Мартина Идена» по советским лекалам. Его вдохновил Юрий Богатырев
Алексей Кравченко перед премьерой. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля.

Вполне вероятно, что именно по этой причине картина Полански занимает ведущие позиции в рейтинге критиков, все хотят поддержать отсутствующего на фестивале режиссера, защитить от феминистских нападок. Так что, возможно, председатель жюри решит наградить «Я обвиняю» только ради того, чтобы отвести обвинения в предвзятости в свой адрес.

Еще один лидер — экранизация романа Джека Лондона «Мартин Иден» итальянского режиссера Пьетро Марчелло. Вдохновил его одноименный советский телеспектакль Сергея Евлахишвили 1976 года с Юрием Богатыревым и Ириной Печерниковой в главных ролях. Пьетро Марчелло заставил и своих артистов его посмотреть, что они и сделали, причем без субтитров, которых просто нет. Результат просмотра превзошел все ожидания. Одна из актрис так увлеклась, что посмотрела другие работы Юрия Богатырева. Цепочка потянулась к Никите Михалкову и его «Неоконченной пьесе для механического пианино», которая произвела не нее неизгладимое впечатление. Кто-то начал смотреть Тарковского.

Режиссер Пьетро Марчелло. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля.

Пьетро Марчелло — удивительный человек, давно увлеченный российской культурой, знающий ее лучше многих русских. В 2015 году он участвовал с картиной «Потерянный и красивый» в конкурсе фестиваля в Локарно, где тогда проходила ретроспектива Марлена Хуциева. Пьетро, восхищенный его картинами, специально приходил, чтобы познакомиться и пожать ему руку. А на Венецианском кинофестивале Пьетро когда-то представлял свой документальный фильм «Молчание Пелешяна» о российском документалисте Артавазде Пелешяне. В «Мартине Идене» звучит музыка Олега Каравайчука, которая запомнилась ему в ленфильмовском «Монологе» Ильи Авербаха, снятом в 1973 года. Была целая эпопея с тем, чтобы вальс использовать в «Мартине Идене». Важно было и то, чтобы Мартин Иден, придя в кино с возлюбленной, смотрел на большом экране фильм «Познавая белый свет» Киры Муратовой, которая успела дать ему добро на использование небольшого фрагмента.

Лука Маринелли сыграл Мартина Идена. Пресс-служба фестиваля.

События в «Мартине Идене» намеренно происходят непонятно когда, поэтому допустимы вольности в использовании костюмов, деталей эпохи. Но при этом все происходит в Италии. На главную роль приглашен суперпопулярный в Италии актер Лука Маринелли, снимающийся в сериалах и живущий с недавних пор в Берлине. Ему тоже предстояло сверять своего героя с тем образом, который создал Юрий Богатырев. Но он давно мечтал поработать с Пьетро. А режиссер долго искал актеров, более того, исполнительница главной женской роли подбиралась таким образом, чтобы походила на Ирину Печерникову. Так и получилось. Собственная жизнь режиссера чем-то напоминает путь Мартина Идена. Он из семьи моряка, рано ушел из дома и начал самостоятельную жизнь. Кем только не работал, даже ночным смотрителем острова Клементина, и всего в жизни достиг сам.

Еще одна конкурсная картина, напомнившая о существовании России на кинематографической карте, — «Раскрашенная птица» чешского режиссера Вацлава Маргула по одноименному роману Ежи Косинского. В картине использован межславянский язык, или, как его тут называют, — руссо эсперанто, и был приглашен специалист в этой сфере. На этом необычном языке, легко воспринимаемом нами на слух, заговорили с переменным успехом звезды мирового кино Удо Кир и Харви Кейтель. Стеллан Скарсгард в основном кивал головой в небольшой роли немецкого солдата, который пожалел еврейского мальчика, не расстрелял, отпустил на все четыре стороны. Война показана глазами шестилетнего ребенка, оставшегося сиротой, которому жизнь, кроме побоев и издевательств, ничего не дала. Священник направляет его на жительство к педофилу, потом белокурая красавица заставляет ребенка заниматься сексом. Его называют вампиром и отовсюду гонят. Славянский мир предстает нагромождением ужасов. В этом темном царстве едва ли не единственным приличным человеком оказывается советский боец в исполнении Алексея Кравченко. Он сделает мальчика сыном полка. Другого русского солдата сыграл канадский актер Барри Пеппер.

Барри Пеппер в фильме "Раскрашенная птица". Пресс-служба фестиваля.

В Венеции вспоминали фильм Элема Климова «Иди и смотри», где Алексей Кравченко сыграл ребенка в пекле войны. Теперь его герой объясняет многострадальному ребенку: «Партия — это поезд, в котором Сталин — машинист», «Верь в себя как коммунист». Среди сопродюсеров картины — Андрей Кушаев. Сама идея хороша, а графичность черно-белого изображения впечатляет. Но нагромождение ужасов так зашкаливает, что зрители начинают смеяться. Такое ощущение, что все зло мира втиснуто в судьбу одного ребенка.

Из Венеции Удо Кир отправится в Санкт-Петербург на кинофестиваль «Послание к человеку». Там состоится, возможно, единственный в России показ «Раскрашенной птицы», а потом Кир произведет выстрел из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28068 от 6 сентября 2019

Заголовок в газете: «Иди и смотри»: Алексей Кравченко приехал в Венецию

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру