Мировая премьера Владимира Дашкевича

“Солдатский реквием” прозвучит в Харькове

“Солдатский реквием” прозвучит в Харькове
Мировая премьера “Солдатского реквиема”, написанного выдающимся современным композитором Владимиром Дашкевичем, состоится сегодня в Харькове в рамках кинофестиваля “Харьковская сирень”. Масштабное вокально-симфоническое сочинение исполнят филармонический оркестр и хор под управлением Юрия Янко на сцене Харьковского театра оперы и балета.  

Вряд ли найдется человек на постсоветском пространстве, который бы не знал и не любил музыку Владимира Дашкевича к культовому кинофильму 70-х “Бумбараш”. История простого русского солдата, который не хотел воевать, но был насильно брошен в месиво Гражданской войны, в годы “застоя” была воспринята как нереально смелый политический и социальный протест, как неформальный гимн пацифизму, как отчаянная по тем временам заявка на возможность несогласия ни с красными, ни с белыми. Именно эта музыка и песни, написанные Дашкевичем в соавторстве с поэтом-диссидентом Юлием Кимом (в те годы его для конспирации называли “Михайлов”), легли в основу “Солдатского реквиема”. Неизменной осталась идея: солдат не хочет воевать. Нет ни красных, ни белых — цвета вполне условны, как на шахматной доске (белое—черное), где вечная война, в которой антитеза “правые и виноватые” отсутствует по определению. А потому тексты Кима типа “За Русь, царя и веру…” и “Дрожи, буржуй…” читаются сегодня совершенно иначе, чем три десятилетия тому назад.  

Как ни странно, сегодня, когда Россия вновь пытается обрести прочные идеологические основы для усиления государственности, подобный подход выглядит не менее смело, чем в 70-е. Но Дашкевич не боится обвинений в “идейных диверсиях”. Его герой противостоит всем воюющим сторонам. Сюжетная кульминация оратории — смерть солдата и его разговор с Богом. Но это не конец: смысловая точка реквиема — Нагорная проповедь, в которой отражена невероятно важная мысль о том, что любить нужно не только тех, кто любит вас, но и тех, кто вас ненавидит. Светлая мажорная музыка звучит в этом фрагменте. Иначе не может быть: таков музыкальный менталитет композитора — позитивный и оптимистичный. Музыкальный язык “Реквиема” — демократичный и внятный, наполнен ярким тематизмом и мелодикой, но при этом не примитивный — благодаря изощренной фактуре и симфоническому развитию. Дашкевич сам предложил остроумное определение своего стиля: “уличный симфонизм”. Что означает: доступность высказывания, выражающего глубокий мессидж.  

В музыке “Реквиема” нет ни пафоса, ни ложной патетики, ни искусственной героики. Много юмора, много лирики. Партию главного героя исполняет солист “Новой оперы” Илья Кузьмин, обладатель прекрасного баритона и широкого дыхания, что очень важно для этого сочинения. Интересно, что идея исполнения “Солдатского реквиема” в Харькове принадлежит тамошнему мэру Михаилу Добкину. Он же, кстати, был в свое время инициатором создания кинофестиваля “Харьковская сирень”, в рамках которого состоится мировая премьера. Остается только позавидовать харьковчанам и посетовать, что в Москве не нашлось ни места, ни коллектива, чтобы представить столичным слушателям работу российского композитора Владимира Дашкевича.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру