Кентавры наяву

Волшебная пластика “Ботаники” на Чеховфесте

Самым фантастическим из всех спектаклей, показанных Чеховским фестивалем, можно признать “Ботанику” театра танца из Коннектикута (США) “Момикс”. Еще одно мероприятие Чеховфеста, прошедшее под эгидой двусторонней российско-американской Президентской комиссии Медведева—Обамы и посольства США, — что ни говори, настоящая фантастика и есть.

Волшебная пластика “Ботаники” на Чеховфесте

Мифологические кентавры, гигантские улитки, диковинные бабочки — и все это не во сне, а наяву, — так можно вкратце охарактеризовать необычное представление, прошедшее в Театриуме на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой. Фантасмагория характерна для всего творчества Мозеса Пендлтона — постановщика спектакля и худрука труппы, состоящей из 10 уникальных артистов: не только танцоров, но одновременно еще и высококлассных цирковых гимнастов и акробатов. Пытаясь обновить танец за счет спорта и акробатики, экспериментатор нашел источник для своих хореографических опытов. Все это проявилось в созданной вместе с единомышленниками Пендлтона — студентами Дартмуртского университета — в начале 70-х годов группе “Пилоболус”, а несколько позже и в другом его проекте под названием “Момикс”.

Это загадочное слово — не просто название молока, которым хореограф, судя по его рассказам, в детстве поил телят на отцовской ферме. Тут зашифровано и имя: собственное, а заодно и библейского пророка (“Мо”, от Моисея, или Мозеса, и “микс” — “смесь”). Впрочем, главное — не столько невиданные акробатические фокусы, сколь создание причудливых образов, многие из которых иллюзионист черпал, “наблюдая за сменой времен года в Новой Англии: цветы распускаются, чтобы дать семя и умереть”. Как раз с цветка все и начинается. С цветения розы, высвеченной на заднике, — белой в первом отделении и красной во втором. Она распускается и одурманивает своим кажущимся запахом. Следом возникают видения, которые подчас с трудом поддаются описанию словами: какое-то огромное существо, похожее на диковинную медузу или гриб, под которым танцуют артисты; скелет кого-то доисторического животного, слегка напоминающего носорога, будто сошел с картины Дали и везет на себе, как бык Европу, красивую девушку…

Все на самом деле просто и сложно одновременно. Для создания этих иллюзий Пендлтон использует всевозможные ухищрения: оригинальные декорации, уникальные материалы и костюмы Феба Кацина, стробоскопические, мультимедийные и световые эффекты. Например, скелет доисторического чудовища — обыкновенная кукла, созданная Майклом Карри и надетая на двух танцовщиков в черном трико. То же с медузой, улиткой и другими диковинками. А кентавр — два сцепившихся артиста, один из которых изображает переднюю, другой заднюю часть мифологического животного. Свет же, кстати, придумывали Джошуа Старбук и сам Пендлтон. Но главным образом все замешено на волшебной пластике артистов. Их уникальные натренированные тела, ловкость, умение двигаться и выполнять сложные акробатические элементы и обеспечили шоу Пендлтона нешуточный успех.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру