Обман без лица

Испанский художник заставил московскую публику усомниться в увиденном

Беззвучный шум прибоя. Неслышные крики невидимых чаек в облачном небе. Безмолвные «герои-спины» без лиц и чувств. Все это присутствует на картинах известного испанского художника Хосе Антонио Соролья в гиперболизированном виде. «МОРЕ, НЕБО, ОБЛАКА и СПИНЫ» — так озаглавлена персональная выставка художника-гиперреалиста, которая открылась в галерее «Файн Арт».

Испанский художник заставил московскую публику усомниться в увиденном

Девушка одиноко стоит у кромки воды, словно затерявшаяся в дремучем лесу избушка. Ее взгляд прикован к бесконечной водной глади, которая непонятно где вгрызается в горизонт. Это ощущение необъятности, которое так легко читается в картине Хосе Антонио Соролья «Тереза», для автора — символ непрекращающегося полета мысли. Собственно, тема бесконечности пронизывает все его творчество.

В каждой работе художник акцентирует внимание зрителя на деталях: будь то прорисованные складки на майке-борцовке, джинсы в облипку, чересчур рифленые колеса детского велосипеда. Все это лежит на поверхности — такого в жизни не бывает, разве только в кино. Однако лиц героев и их эмоций мы не видим. Все это не случайно — Хосе Антонио Соролья работает в жанре гиперреализма. А это значит, что отсутствие эмоционального посыла в его живописи — норма жанра, а может быть, и жизни.

— Такой у художника принцип — не показывать лица героев. Даже если они повернуты к нам в анфас — лица находятся в тени, — говорит куратор галереи «Файн Арт» Ирина Филатова. — Основная часть персонажей расположена к зрителю спиной, они находятся на переднем плане. Мы не знаем, какие эмоциональные чувства испытывают эти персонажи. Художник не мешает зрителю испытывать собственные переживания. Хоть эмоциональность преднамеренно в этих картинах не выражена, Соролья — художник-романтик. И общее впечатления от работ — мечтательность, романтика, нежность, ожидание чего-то хорошего. Собственно, это свойство гиперреализма — отсутствие эмоциональных персонажей.

— Насколько, по-вашему, сегодня актуален гиперреализм, ведь это направление в живописи появилось в конце 60-х — начале 70-х годов XX века?

— Да, направление существует давно. Но в начале нулевых многие художники снова обратились к этому жанру. И это уже совершенно другие художники и другой гиперреализм. Тем не менее они используют первоначально задуманную эстетику данного направления. Это настолько тонкое лессировочное письмо, что ручная работа, вождение художником кисти по холсту, как бы вуалируется и создается некий обман, видимость — не то кинокадра, не то фотографии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру