Как подружиться с Луной...

И научить рисовать солью, рассказали художники в Центре детской психоневрологии на Мичуринском проспекте

23 сентября 2013 в 17:30, просмотров: 2396

«Луна такая большая, как же она могла заболеть? Как ее лечить? А она может познакомить меня с солнышком?» — заваливают ребята вопросами художника Леонида Тишкова, который с подачи «МК» и фестиваля «Гаврош» приехал в Научно-практический центр детской психоневрологии на Мичуринском проспекте. Он привез с собой самое настоящее небесное тело — Луну, вместе с которой Леонид объехал полмира за последние 10 лет. Другой же художник, мастер по батику Ирина Богомолова (о которой писал «МК» в номере от 9 августа), порадовала ребят выставкой «Голландское настроение» и научила их рисовать с помощью клея и соли. Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе — если дети не могут пойти в театр или музей, то пусть искусство придет к ним в гости: такова идея нашей арт-акции.

Как подружиться с Луной...
фото: Мария Москвичева
Леонида Тишкова и его «Частную Луну» дети встретили на ура.

В музыкальном зале Центра на Мичуринском нет свободного места: на встречу с всемирно известным художником Леонидом Тишковым пришло вдвое больше ребят, чем предполагалось. Но художник всем рад, тем более что даже опоздавшие к началу дети быстро схватывают суть происходящего. «Однажды случился такой сильный дождь, что луна промокла и простудилась. Луне стало очень трудно висеть в небесах, и она опустилась на землю», — читает Леонид собственную книгу «Мальчик и Луна», выпущенную в прошлом году, 20 экземпляров которой привез в подарок малышам. Историю о том, как мальчик нашел Луну, вылечил ее и подружился с ней, они слушают, затаив дыхание. «А потом мальчик купил воздушные шары... Как думаете, зачем?» — обращается к залу художник. Одна немая девочка догадывается быстрее остальных и показывает жестами: мол, чтобы вернуться на небо. «Нужно сделать для Луны крылья!» — предлагает более волшебный вариант другая малышка. Кстати, идея понравилась художнику и даже натолкнула его на мысль сделать крылатое продолжение проекта «Частная Луна».

И вот кульминация встречи: из-за ширмы, украшенной звездочками, появляется светящаяся Луна. Малыши тут же вскакивают с мест (а кто-то подъезжает на колясках) и давай обниматься и фотографироваться со светилом. Они верят, что она настоящая, даже когда художник показывает видео о том, как собирал этот волшебный лайт-бокс. «Это вы ее так лечите», — уверены дети.

— Я художник и постоянно нахожусь в поиске чуда и демонтирую это в своих произведениях. И мне радостно, что дети воспринимают мои фантазии как должно — верят в чудо и наедятся на него. Ни один ребенок не усомнился в том, что это самая настоящая Луна. А какие-то ребята впервые взяли фломастеры и начали рисовать на нашей арт-акции. А ведь это главное — когда дети вместе с тобой начинают улыбаться, — поделился Леонид своими впечатлениями после встречи с детьми.

В другой день к ребятам из Костромы приехала художница Ирина Богомолова. Специально для центра она подготовила выставку «Голландское настроение» — 15 работ в технике горячего и холодного батика украсили холл больницы. Заметим, выставка не оставила равнодушным ни одного человека. Так, во время монтажа выставки каждый, кто проходил мимо, останавливался и начинал расспрашивать — а как это сделано, а кто автор, а как делаются необычные разводы на картинах? На все вопросы Ира отвечала на мастер-классе, который был интересен родителям не меньше, чем детям.

— Чтобы сделать горячий батик, нужно расплавить воск и с помощью кисти или специального инструмента нанести контур на тонкую ткань, например на шелк. Когда контуры высохли, можно начинать раскрашивать. Потом ждем, когда высохнет первый слой, и делаем следующий, добавляем новые элементы изображения с помощью воска и снова ждем, потом снова наносим краску... В горячем батике очень много слоев. На одну картину может уйти от нескольких дней до недели, — рассказывает Ира. — В конце можно сделать кракелюр — такие трещины, какие бывают на старых картинах. Для этого снимаем ткань с подрамника, как следует мнем, а появившиеся трещины заполняем белой или черной краской...

Эту технологию Ирина объясняла в теории — специально для мастер-класса она подготовила несколько образцов и сделала сайд-шоу, где показала технику поэтапно. А на практике Ира вместе с ребятами написала картину в технике холодного батика. Такой батик сделать проще: контуры наносятся один раз с помощью резервной смеси, состоящей из клея и парафина, после чего картина закрашивается одним слоем. Она предложила ребятам расписать заготовку с уже готовым изображением цветов. Коллективная картина вышла радужной — в этом настроение Иры, использующей яркие краски для своих работ, совпало с настроем детей. Но больше всего ребятам понравилась заключительная часть мастер-класса, когда разноцветные цветы нужно было посыпать — не удивляйтесь — солью.

— Соль впитывает воду и дает необычные разводы на картине, — поясняет Ира эффект, происходящий прямо на глазах удивленных детей. — Такой метод можно по-разному применять, например, изобразить кометы на звездном небе...

Ребята не оставляли Иру добрые полтора часа, хотя врачи были уверены, что больше сорока минут они не выдержат, устанут. Такой ажиотаж вокруг фигуры костромской художницы вызван не только интересом к ее коронной технике, но и к ее судьбе. Ведь Ира, как и многие пациенты центра, прикована к инвалидной коляске. И, несмотря на это, пишет картины, выставляется в Москве и других городах, словом, живет, стараясь не оглядываться на недуг. Для многих ребят это чудо, сравнимое с появлением настоящей Луны у них в гостях, чудо, к которому стремится каждый из них. И невозможное возможно — доказывают художники детям, вселяя в них уверенность в собственном будущем и давая им силы, энергию и надежду.



Партнеры