Диалог через кляксу

Выставка Эдуарда Гороховского открывается в галерее «Файн Арт»

08.10.2013 в 18:07, просмотров: 1558

«Я убежден, что искусство творится некими высшими силами при помощи рук, которые эти силы выбирают», — сказал Эдуард Гороховский на своей последней прижизненной выставке в Русском музее. Цветовые пятна в работах Гороховского, треугольники, квадраты, наклеенные полоски на коллажах из старых фотографий — это рефлексия человеческого ума. Ума, который отключил сам себя и отдался — кому? Богу, судьбе? Теперь в галерее «Файн Арт» художник продолжает свой посмертный сверхъестественный «Диалог» со зрителем. И выставка называется так же.

Диалог через кляксу
фото: PhotoXPress

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Эдуард Гороховский — классик московского концептуализма, экспериментатор в живописи и графике. Был искуснейшим мастером и владел всеми техниками — живопись, акварель и рисунок, офорт, литография, печать, коллаж, фотография, объект, шелкография. Photo-based art в России обязан своим появлением ему. Именно в его работах появились полутоновые фотографические лица в тени жирных штрихов и геометрических фигур, плавающие мазки, которые сдвигают фигуру вперед или назад, заставляют ее ожить. На счету Эдуарда Гороховского — больше 220 выставок в России, Чехии, Австрии, Германии, Польше, Швейцарии, Греции, Испании, США.

Художник ведет диалог со зрителем до сих пор. Ведь для него самого зрительные впечатления с детства были самыми сильными.

Хотя начинал Гороховский вовсе не как художник. «Архитектурный факультет я окончил с красным дипломом, но моя архитектурная карьера закончилась через два года в Новосибирске, куда меня послали работать, — пишет он в своих воспоминаниях. — Я ушел в

свободное, но рискованное плавание в океан под названием «изобразительное искусство».

Эдуард Гороховский никогда не работал без души, под заказ. Первые его работы — книжные иллюстрации. Всего Гороховский проиллюстрировал почти 120 книг, и среди них любимые детские: «Алиса в Стране чудес» и «Волшебник Изумрудного города». Но это увлекательное занятие — только прелюдия к его пути в искусство. В 1974-м, после знакомства с Николаем Грицюком и Виктором Пивоваровым, Эдуард Гороховский переезжает в Москву — и прорвало! После нескольких лет исканий художник представляет совершенно новую, неизвестную концепцию искусства: он манипулирует фотографией, сталкивает изображение и графику, материалы и формы. Иллюзию глубины, которая открывается в фотографии, Гороховский переносит в плоскость картины.

Те степени свободы, которых, по мнению Гороховского, в настоящем искусстве должно быть несколько, заставили его на несколько доперестроечных лет забыть про публикации и выставки. Круг художников, которые варились в собственном соку, закрытые, замурованные своей внутренней свободой, создал новые направления. Кабаков, Пивоваров, Булатов и Гороховский — те, кто перенес в мировую культуру созданные за эти годы провоцирующие наработки. Как писал сам мастер, вневременная ценность вещи должна давать импульс к размышлению — и его работы этот импульс дают. Ведь все кляксы, фигуры, мазки, встающие на пути у зрителя, на самом деле призваны облегчить диалог — с фотографией, картиной, миром. Диалог с самим собой.



Партнеры