Выставка «Россия – 24 карата» расположилась на втором этаже галереи, и чтобы добраться до фотографий нужно пройти через зал с гигантским библейским яблоком работы Зураба Церетели. Эффект непередаваемый – гигантские статуи, плод познания и вдруг за поворотом лестницы – лица, окруженные золотым сиянием. Сначала кажется, что иконы. Но стоит подойти поближе – и вот они, знакомые и незнакомые, улыбаются и сверкают глазами.
Тут и Юрий Башмет, и Чулпан Хаматова в непривычно затемненном образе. Вот Виктор Ерофеев с ироничным лицом и приклеившейся к губе сигаретой. Хитрыми глазами со стены наблюдает за пришедшими Никита Михалков. На другой стене – портрет самого Зураба Церетели, свеженького, в алом фартуке и с кистью. Рядом – Олег Палыч Табаков собственной персоной, на щеках – младенческие ямочки, в глазах – шутливые бесенята.
В двух залах, которые занимает выставка, 28 фото-портретов, только один из них – групповой. Это художественные квартет АЕС-Ф, который творит в жанре инсталляции. Художники и сами замерли на снимке как живая инсталляция – три взгляда направлены вдаль, и один – прямо на вас, пронизывающий и оценивающий.
Некоторые фотографии четкие до невероятности, а от золотого покрытия еще и приобретают многомерность. Вот, например, Спиваков указывает вперед дирижерской палочкой. Встать перед ним – так кажется, что деревянный перст указует на посетителя, чуть отойти — на что-то незримое впереди. А на одном из снимков Эльдар Рязанов высматривает грядущее из-за белой двери, и весь его образ – как кадр из старого советского фильма.
Вся выставка – это одна огромная «инвестиция в человека», которую можно будет наблюдать в галерее до 1 декабря. Авторы считают, что желания и мечты людей на портретах (и других, тех, кто вошел в эти залы не как модель, а как зритель) – это сила перемен в России. У каждого из них – свои ошибки и недостатки. Но ведь и золото бывает чистым только на 99 и 9%...