Новые боги современного Олимпа

Янина Урусова оживила Пергамский алтарь

27 февраля 2014 в 16:11, просмотров: 3202

Пергамский алтарь вдохновил современного художника на воплощение необычного фотопроекта, который стартует на следующей неделе в креативном пространстве DI Telegraph (метро «Охотный ряд»). В качестве моделей были приглашены люди с ограниченными возможностями, чтобы с их помощью создать свое «античное» произведение, копирующее стиль легендарного рельефного изображения. «МК» узнал, как продвигалась работа над выставкой одной фотографии «Акрополь: как я нашел свое тело».

Новые боги современного Олимпа

—Идея появилась случайно.- говорит «МК» автор проекта Янина Урусова. - Я шла по городу, и мне бросился в глаза большой плакат, на котором был изображен Пергамский алтарь. Я увидела битву древнегреческих богов с гигантами. Проект сложился у меня в голове почти сразу, а чуть позже нам посчастливилось найти спонсора, который помог реализовать идею.

— Какова главная идея проекта?

— В нашей культуре принято восхищаться античными статуями, дошедшими до нас во фрагментах. Мы называем это «классическое искусство», но не замечаем очевидного: отсутствия у скульптур рук, ног, головы. К сожалению, у нас принято отворачиваться от людей, у которых нет тех или иных частей тела — люди часто видят в этом уродство. Нас научили так видеть. Точнее не видеть. И мы не смотрим. Проект «Акрополь» демонстрирует ценность «иного» человеческого тела через параллель с древнегреческим искусством. Он помогает задуматься о тех границах и барьерах, которые существуют у нас в головах по отношению к окружающим нас «другим» людям. Отсюда и название проекта: «Акрополь». С одной стороны, это отсылает к античности, с другой Акрополь – это место, где живут боги и герои. Добавление к названию: «как я нашел свое тело» говорит о том, что тела наших героев, как античные статуи, найдены на раскопках наших и их собственных страхов и предрассудков, а также речь идёт о том, что надо принять - «найти» - своё тело, свои обстоятельства, свою жизнь, чтобы обрести гармонию,

… Так что же зритель увидит на выставке? Основной объект - это масштабное фотопанно, изображающее десять молодых людей в сложной композиции, отстранённых, как дренегреческие божества. То есть это одномоментно сделанный снимок, а не коллаж или фотошоп, как может показаться. Подготовка к съемке шла два месяца: искали и отбирали добровольцев, проводили пробы цвета и тканей. Камера была смонтирована на подъёмном кране и соединена с компьютерами, находившимися на земле, поэтому фотохудожник Ира Бордо могла видеть расположение людей и «выстраивать» из их тел композицию.

Кроме того, частью экспозиции станет сам процесс съемки — то есть зритель увидит то, что осталось за кадром. Выставку дополнят античные статуи - те самые знаменитые фрагменты известных скульптур. Кстати, для посетителей предусмотрена возможность сразу рассказать о своих ощущениях и переживаниях в социальных сетях посредством сети Интернет. А на открытии выставки состоится встреча зрителей с участниками и авторами проекта.

— Как искали моделей для съемок?

— Это был долгий процесс. Мы разыскивали их в спортивных школах; кроме того многие из моделей – члены паралимпийской сборной России, поэтому они всё время были на сборах или соревнованиях. Было сложно собрать их вместе и определить дату съёмок.

— Как, по-вашему, эта экспозиция должна воздействовать на людей?

— Сейчас обострилось восприятие «своего» и «чужого», которое выражается в неприятии «иных» людей: другой национальности, пола, возраста. Человек с инвалидностью – лишь один из случаев «инаковости». На их примере мы показываем, что «другие» - красивые и интересные. Фотография «Акрополь» заставляет задуматься о тех границах, которые есть у нас в голове. С нами работала команда прекрасных профессионалов, которым мы очень благодарны. «Акрополь» никого не учит, не навязывает своего мнения. Он просто предлагает посмотреть. И увидеть.

Выставка откроется 11 марта и продлится до 17 марта.




Партнеры