Крымское золото скифов останется в Голландии до осени, его судьбу решает МИД

Судьбу сокровищ Тавриды решит Гаага?

27.03.2014 в 15:17, просмотров: 11251

Судьба крупнейшей в истории Крыма выставки, на которой собраны артефакты из пяти музеев, решается на высоком политическом уровне. Как стало известно «МК», проект останется в Музее Алларда Пирсона Университета Амстердама как минимум до конца августа — соглашение на этот счет заключили культурные ведомства Украины и Нидерландов. Дальнейшая же судьба экспозиции «Крым: золото и секреты Черного моря» остается под вопросом: за консультацией музей обратился в голландское министерство иностранных дел. Ее судьбой обеспокоен и глава Союза Музеев России Михаил Пиотровский, и спецпредставитель президента по культуре Михаил Швыдкой.

Крымское золото скифов останется в Голландии до осени, его судьбу решает МИД
Фото предоставлено Центральным музеем Тавриды, tavrida.museum.crimea.ua

Первый масштабный проект, демонстрирующий античную и раннесредневековую археологию Крыма, покинул родные музеи еще летом прошлого года. Более тысячи артефактов из четырех крымских музеев (Бахчисарайского, Керченского музея-заповедника, Национального заповедника Херсонеса Таврического и Центрального музея Тавриды) и одного киевского (Музея исторических драгоценностей) в июне 2013 года показали в немецком Боне. Там выставка произвела фурор — как минимум 53 тысячи человек увидели крымские древности (по крайне мере, столько аудиогидов взяли в аренду посетители за время работы экспозиции). 6 февраля проект «Крым: золото и секреты Черного моря» открылся в Музее Алларда Пирсона Университета Амстердама. Тогда еще никто не мог и предположить, какие события произойдут в Украине через считанные недели. Куда теперь, после референдума по Крыму, накалившую политическую обстановку в мире, поедут артефакты, «МК» спросил у куратора выставки Валентины Мордвинцевой.

Фото предоставлено Центральным музеем Тавриды, tavrida.museum.crimea.ua

— Выставка в любом случае должна продлиться в Амстердаме до конца августа. Такое решение было принято в связи с большим успехом в Германии. Подписание о продлении состоялось 5 февраля между директорами музеев в Амстердаме, оно состоялось при участии министерств культуры Украины и Голландии. Нужно понимать, что это уникальный проект — самая большая выставка археологических артефактов за всю историю Крыма, от ранних памятников V веком до н.э. до готскими древностей V-VII веков н.э.. Здесь лучшие вещи. Более тысячи экспонатов. У нас были предложения из Греции, Китая, Японии, но теперь ничего не понятно. Вопрос возврата экспонатов в музеи — очень сложный, он сейчас решается на самом высоком политическом уровне.

Фото предоставлено Центральным музеем Тавриды, tavrida.museum.crimea.ua

Валентина Мордвинцева только что получила из Университета Амстердама официальное письмо, которое гласит, что артефакты останутся в Нидерландах до августа, а затем «будут возвращены с учетом права собственности». Какой стране их вернуть — разбираются юристы Университета Амстердама и голландское Министерства иностранных дел в Гааге. Туда музей уже обратился за советом.

- Как, по-вашему, сохранить предметы за теми музеями, откуда они выехали? Может, крымские артефакты вернуть на полуостров, минуя украинские границы?

- Вам это сейчас никто не скажет. Мы можем только надеться, что вещи вернутся в те музеи, которые покинули. И заметьте, там не только артефакты из Крыма, но и из Киева. Есть некая транспортная фирма, которая привезла вещи в Германию, потом перевезла в Голландию, и последний этап — возвращение экспонатов на места — должна тоже осуществить она. Маршрут намечен через Киев. Транспорт для такого рода выставки — сложное дело, стоит больших денег, менять намеченный план будет финансово очень затратно. И потом, вся эта история произошла из-за страха, что вещи не будут возвращены. Но тут нужно учесть, что страны Европы и США не признали итоги референдума — Запад продолжает считать Крым частью Украины. С такой точки зрения проблемы вообще нет. Тогда предметы должны приехать в Киев и оттуда спокойно отправиться в Крым, как и было запланировано. Хотя все понимают, что повод для задержания вещей есть.

Фото предоставлено Центральным музеем Тавриды, tavrida.museum.crimea.ua

- А украинские власти предъявляют претензии на экспонаты из крымских музеев?

- Пока никто ничего не предъявлял. Соглашение о продление и все другие договоренности по проекту проходили через министерство культуры Украины, которого уже нет. Новое министерство не имеет отношения к этой выставке.

Пока что Украине не до археологических раритетов. А вот российское музейное сообщество озаботилось судьбой крымской выставки. Спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, например, уверен, что она должна вернуться в Крым, «поскольку это часть крымского культурного наследия, поскольку это золото связано с Херсонесом, с крымской культурной и социальной историей». Первым же опасения по поводу будущего артефактов высказал Михаил Пиотровский.

— Возник сложнейший правовой вопрос, — сказал глава Союза музеев России «МК». — Это та проблема, которую действительно нужно обсуждать, и этим должны заниматься в первую очередь юристы. Нужно выяснить все юридические детали — какие государственные гарантии возврата выставок существуют на Украине, и сравнить их с нашими законодательными механизмами.

Тем временем на сайте Эрмитажа появилось следующее сообщение: «Обеспокоенность Государственного Эрмитажа и Союза музеев России судьбой коллекции ценностей из крымских музеев никоим образом не означает наличие претензий Эрмитажа или каких-либо других российских музеев на эти коллекции. Это призыв к профессиональному этическому и юридическому обсуждению сложившейся ситуации — проблемы гарантий сохранности ценностей, выезжающих на выставки».

Объясняется в нем и возникший правовой казус. С одной стороны: «Музейные экспонаты этически должны возвращаться в музеи, где они хранились столетиями». С другой: «При этом юридически они могут принадлежать музейному фонду страны, из которой они выезжали на выставки». Юристам российских ведомств — Министерства культуры и Министерства иностранных дел — еще предстоит разбираться в правовых механизмах возвращения ценностей в музеи, откуда те выехали. Еще сложнее вопрос возврата крымских проектов, находящихся на территории Украины, — он также требует тщательного изучения и обсуждения, на котором и настаивает Михаил Борисович.



Партнеры