Неформатные желания

Лирический романс в условиях всемирного кризиса

4 ноября 2008 в 16:47, просмотров: 1730

Далеко-далеко от родного Подмосковья, почти возле острова Пасхи автор этих строк ощутил как-то жгучую тоску по Родине. Нет, без иронии, так захотелось оказаться в березовой рощице под Серпуховом, попить водички из родничка. Сами собой тогда полезли из подсознания цыганские мотивы старинных романсов, стихи Есенина… И как же обидно было, что не очень много выучил их в школе! В складках далекой южноамериканской горно-пустынной местности русской песни захотелось больше, чем родниковой воды или виски.

А еще, чем дальше от родных мест, тем больше надо приглядываться ко всему окружающему, ибо знаки, подаваемые свыше, более явственны и лучше “читаются” в чужих краях. Такая вот лирика в условиях мирового экономического кризиса, но об этом чуть ниже.

Стихи писали когда-либо все или почти все. Особенно в юном возрасте, когда первые и потому абсолютно новые чувства заставляют не говорить, а петь или как минимум рифмовать. Сейчас с песнями не проблема, в машине, на плеере, под любое настроение. Так что и поэтов, наверное, меньше вокруг. В этой связи удивительны те люди, которые, как говорят, реализовавшись, обретя успех в жизни, в деле, начинают заниматься творчеством. С начал, но профессионально, уверенно, без оглядок.

Зовут ее Светлана Ковалева. Несколько лет назад она разместила свои стихи на одном из тематических сайтов в Интернете. Когда после десятка добрых и даже восторженных комментариев появился один развернутый критический, Ковалева немедленно скрыла свое творчество от посторонних глаз. “Тогда была не готова к публичности, — комментирует она и разъясняет, почему. — Не было ощущения, что такого рода выход “в люди” комфортен, уместен. Как будто твоего ребенка раскритиковали незаслуженно: обида и растерянность. А сейчас готова к любым замечаниям в адрес своих песен и стихов, критике, даже поспорить с кем-то…”

Сегодня песни на стихи Светланы Ковалевой исполняются со сцены, записан альбом, готовятся к выпуску сборники. И у нее, пожалуй, нет сомнений в серьезности своих намерений.

Лирический романс ныне востребован не самой широкой аудиторией. Но вот что пишут Светлане Ковалевой читатели.

“Я… искала доклад о музыкальных направлениях, в школу… в общем, я представитель современной молодежи не совсем формальной ))) …И скажу так: Ваши стихи мне очень понравились, особенно “Осень”, “Да — Нет”, романс “Мне нагадали любовь”… У меня в то время жутко болела голова, а когда прочитала пару стихов, прям как рукой сняло )) спасибо Вам)”. Или такой отзыв: “Вы делаете очень много полезного в наше безумное время. Вы несете частичку своей души и попадаете прямо в цель…” Есть сравнение песен на стихи Светланы Ковалевой с родниковой водой, что характерно, но и аудитория все же в основном характерная. Если поразмышлять на эту тему, вывод парадоксальный: эфир радио, телевидения не переполнен музыкой, а напротив, как расширяющаяся вселенная, зияет пустотами. Есть так называемый “формат”, перегруженные и ломящиеся от переполненности сферы, их видно и слышно, а вот “неформат” мечется неприкаянный. Народ имеет то правительство, которого он достоин. Люди имеют ту музыку, которой они достойны…

“Я русская, а это значит, Другой быть просто не могу”, — написала однажды Светлана. В связи со старыми-новыми ноябрьскими госпраздниками много сейчас размышлений в прессе, и не только о национальной идее, гражданском единении и т.п. А в это же время наши соотечественники за рубежом, не важно какой волны, когда собираются, поют именно русские лирические песни, народные и авторские, “неформат” для наших радиостанций… И песни их уже долгие десятилетия объединяют.

Есть вещи государственного уровня, которые развиваются без всяких федеральных программ, сами по себе. К примеру, одна из подруг Ковалевой занимается историей и сохранением русского национального костюма. Кто-то книгу сохранил редчайшую. Светлана пишет лирические романсы и, стало быть, не дает, вместе с другими, увядать этому слою культуры страны. И никакой кризис не может на это повлиять.

Тем не менее неформатной лирике выжить тяжело, играя по общим правилам. Попсовые pr-ценники давно зашкаливают, особенно для поэтов, для песенников. Явление культуры просто не может существовать по тем же правилам, что и продукт потребления, как не могут по одинаковым правилам функционировать колодец с ключевой водой и кастрюля с борщом. Посчитайте бюджет на год: услуги специализированного агентства, выпуск двух дисков…

Плюс (или минус?) пресловутый кризис. Получается сумма, адекватная стоимости хорошей квартиры в Подмосковье.

К счастью, и в отличие от “попсы”, в области лирического романса и русской лирической песни невозможно из нуля сделать значимую величину, только вложив деньги. Надо быть уже кем-то состоявшимся, по крайней мере, обоснованно нести в себе это ощущение.

А теперь о знаках. Те, кто хотя бы недолго знаком со Светланой Ковалевой, говорят, что она умеет видеть знаки судьбы. С одной стороны, это хорошее приложение к дару поэта. С другой — не видится здесь ничего мистического. Света уже много лет возглавляет кадровое направление в крупной компании и часто общается с новыми людьми для выяснения их личных качеств. Но количество переходит в качество, и вот здесь-то начинают работать интуиция, подсознание.

Правильно “угадала” она и исполнителей для своих произведений. Песни на стихи Светланы Ковалевой исполняют народная артистка России Екатерина Молодцова и ее дочь, певица Оксана Молодцова.

Из словарного запаса, даже очень обширного, создать стихи нелегко. Для большинства это некая тайна, чудо. Для Светланы Ковалевой — естественный процесс, проистекающий из сердца, из души. А раз таких людей не слишком много, давайте их беречь, ведь с ними легче и красивее живется.



Партнеры