Как я поела на этом Берлинале

Маленькие радости большого города

Помимо основных фестивальных программ есть на Берлинале и «кино не для всех»: события, причастными к которым оказываются единицы. Неожиданно на меня вышли активисты движения «Медленная еда» и предложили посетить одно из мероприятий кулинарной программы, существующей на фестивале в последние несколько лет совершенно отдельно.

Маленькие радости большого города
Кадр из фильма "История медленной еды"

Можно просто посмотреть фильм на кулинарную тему за 9 евро, а вот билет, предполагающий еще и меню, стоит 87 евро. Зал рассчитан на 200 мест, и попасть в него непросто. После двух итальянских фильмов, связанных с искусством гастрономии, приготовлением кус-куса в одном из африканских селений, где рис промывают прямо в море, и собственно о самом движении «Медленная еда», возникшем 25 лет назад в противовес фастфуду, мы отправляемся в ресторан. Там известный в Берлине шеф-повар из популярного ресторана угощает нас ужином с тремя переменами блюд. Публика в течение всего вечера наблюдает на экране процесс приготовления всех этих изысков. А повар периодически появлялся перед нами и рассказывал о своих секретах. Еда овощная и необычная: цветная капуста с кус-кусом, картофельные «трубочки» с зеленью. К десерту, а было это за 10 минут до полуночи, подошел и директор Берлинале Дитер Кослик, что свидетельствовало о важности мероприятия. На небольшой сцене началась дискуссия с активистом движения «Медленная еда» Карло Петрини, прибывшим специально из Италии. Ему и был посвящен фильм, показанный в тот вечер. А одним из героев «Истории медленной еды» Стефано Сардо стал Михаил Горбачев, выпивший на наших глазах бокал красного вина с активистами здорового питания. В тот вечер мы узнали о гастрономических вкусах Дитера Кослика. Это суши, паста, рыба. Агитировать собравшихся за качественную еду не приходилось. Тут собрались не сторонники фастфуда.

Еще один кинематографический «десерт» — фильмы о геях и лесбиянках. Пожалуй, ни на одном другом фестивале их не показывают в таком количестве. В этом году они буквально заполонили конкурс, но самое диковинное собрано в параллельных программах. Как правило, все эти картины скромные по своим художественным достоинствам, но публику привлекает сама постановка вопроса. Берлин в этом смысле вольный город. Где-то посередине между фестивальным центром и Бранденбургскими воротами расположен мемориал жертвам холокоста. А буквально напротив него установлен непропорциональный куб. Заглядываешь в его окно, а там идет небольшой фильм, где в течение нескольких минут можно наблюдать за целующимися мужчинами, целующимися женщинами. Они слегка стесняются, когда на них с любопытством засматривается чей-то ребенок, но, преодолев смущение, нетрадиционные любовники продолжают свое дело. Так выглядит установленный в Берлине в 2003 году памятник геям и лесбиянкам, которые свозились в лагеря в годы национал-социализма. Гитлер, как известно, это дело не любил. Пока взрослые наблюдали за однополыми любовниками, к окошку подошел ребенок. Стало не по себе.

Несколько лет назад на Берлинале показали один из немногих стоящих фильмов на эту тему «Мертвый гей — живая лесбиянка» немецкого режиссера Розы фон Праунхейм. 90-летний гомосексуалист экзотического вида, тело которого полностью татуировано, так что нет ни одного свободного участка, вплоть до причинного места, вспоминал, как жилось любителям мужской любви на фронте. Секса на войне у них не было. С однополой любовью дело обстояло строго. Велась борьба за чистоту арийской расы, и можно было сильно пострадать за свои наклонности. В этом году Роза фон Праунхейм (это мужчина) празднует 70-летие. В связи с юбилеем знатному активисту гей-движения вручили наряду с Изабеллой Росселлини почетную «Берлинскую камеру», показали фильм «Роза-ребенок» — о том, как все начиналось. В картине приняли участие видные кинематографисты, вплоть до Тома Тыквера. А в гей-программе показали также фильм о жизни секс-меньшинств во времена ГДР. Один из героев картины «Нагая опера», снятой в Люксембурге, очень больной человек, которому осталось совсем немного, прибыл на Берлинале представлять фильм, где показаны его поездки по городам Европы. Там он фотографирует красивых молодых мужчин в весьма откровенных позах и наслаждается при этом музыкой Моцарта. Потом двери шикарных отелей закрываются, а что уж происходит за ними, можно только воображать. Зрелище получилось более чем экзотическое, а уж для «гурманов» сам приезд такого героя, известного фотографа, посвятившего жизнь своеобразному занятию, — событие знаковое. Зал был набит активистами гей-культуры и просто любопытствующими, которые долго не расходились после фильма, возбужденные увиденным.

Сюжет:

Берлинский кинофестиваль 2013

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру