Самый лучший «Мосфильм»

Владимир Меньшов: «Я до сих пор с замиранием сердца смотрю заставку с рабочим и колхозницей»

9 февраля 2014 в 19:06, просмотров: 6141

На юбилей «Мосфильма» пришла вся киноэлита страны. Здесь были режиссеры Карен Шахназаров, Владимир Меньшов, Сергей Соловьев, Светлана Дружинина, Николай Лебедев, Алла Сурикова, Наталья Бондарчук, Николай Бурляев, Вадим Абдрашитов. Пришли артисты Олег Табаков, Владимир Зельдин, Вера Алентова, Алена Бабенко, Светлана Немоляева, Александр Ширвиндт, Олег Басилашвили. И операторы Анатолий Петрицкий, Николай Немоляев, Анатолий Мукасей. А собрал всех вместе минувшим субботним вечером Эльдар Рязанов — в своем популярном киноклубе на юго-западе столицы, который носит его имя.

Самый лучший «Мосфильм»
фото: Игорь Бердюгин

Генеральный директор студии Карен Шахназаров блистательно справился с ролью конферансье и старался всем дать слово для воспоминаний и поздравлений, но задача оказалась трудновыполнимой. 90 лет славного пути нашей кинофабрики, создавшей золотой запас отечественного кино, сложно поместить в один вечер.

А звездных гостей охватила бесконечная ностальгия.

— В 1947 году была денежная реформа, мама выдала мне новый рубль, я купил билет на утренний сеанс и впервые увидел прекрасную эмблему студии — памятник рабочему и колхознице, с замиранием сердца смотрел, как камера делает круг и возникает надпись: «Мосфильм», — поделился оскароносец Владимир Меньшов. — С тех пор у меня каждый раз замирает сердце, когда я вижу эту заставку, я всякий раз уверен, что увижу что-то необыкновенное.

Вера Алентова напомнила, что 34 года назад, в год московской Олимпиады, 11 февраля состоялась премьера фильма «Москва слезам не верит»:

— Я не считаю себя киноактрисой, вся моя жизнь связана с театром, но роль Кати Тихомировой позволила мне побывать во многих странах, увидеть весь мир, это мое актерское счастье и везение.

— Вначале объединили две частные дореволюционные киностудии — Ханжонкова и Ермольева, они обосновались в деревне Потылиха, где и находится нынешний «Мосфильм», — напомнил историю студии сам генеральный директор. — В январе 1924 года появилась первая продукция объединения: фильм Бориса Михина «На крыльях ввысь». Название «Мосфильм» родилось в 1931 году, в 1947 году на экраны вышла «Весна» Григория Александрова, где впервые возникла легендарная, узнаваемая во всем мире эмблема студии с изображением скульптуры Веры Мухиной. За 90 лет на «Мосфильме» снято более 3,5 тысячи картин. Рекордсмен по поставленным на студии картинам — Эльдар Александрович Рязанов. Их 28!

Память о суровых директорах советской студии сегодня окрашена в теплые тона.

— Николай Досталь снимал свой первый фильм «Шура и Просвирняк» по моему сценарию, — делился кинодраматург Александр Бородянский, который 3 февраля отметил свое 70-летие. — Тогдашний директор студии Николай Сизов — бывший генерал милиции и убежденный сталинист — сценарий ругал, говорил: тут убрать, тут изменить. Мы понуро соглашались, хорошо, Николай Трофимович, скажем группе, что вам не нравится. Он вскинулся: «Зачем? Скажите, Сизов одобрил. Мне ни один сценарий в жизни не нравился, так что же — «кина», что ли, не должно быть?»

И кино снималось, несмотря ни на что. Порой самое неожиданное. Об этом поведал Александр Ширвиндт — с присущим ему умением так шутить с невозмутимым лицом, что все падают от хохота: «В начале 90-х вдруг пришло приглашение от итальянского режиссера сняться в фильме «Осада Венеции». Утвердили Иннокентия Смоктуновского, Всеволода Ларионова, Сашу Абдулова и меня. Кеша сказал, что будет два договора — мосфильмовский и итальянский, ведь, ясное дело, сниматься поедем в Италию. Когда мы собрались уже в Венецию, пространство около мосфильмовских гаражей залили водой, приволокли гондолы, на нас напялили рясы, и мы плавали в этой луже. Мимо шел Сергей Бондарчук, наклонился ко мне и спросил: ребята, как вам наша Венеция? Тут я понял, что «Мосфильм» — великая организация, может все.

Легендарный директор фильмов Георгия Данелии Николай Гаро рассказал, как вдруг стал артистом, сыграл господина ПЖ, перед которым делают «два раза ку» персонажи фильма «Кин-дза-дза».

— Мы сидели в пустыне на съемках, Данелия лично приклеивал детали к декорациям, а клея было мало — тогда абсолютно все было дефицитом. Работа шла медленно, мы не могли вызвать Ролана Быкова, утвержденного на роль ПЖ по высшей актерской ставке. Вдруг Гия говорит мне: ты сыграешь. Так я попал в кадр.

Олег Табаков вспомнил свою первую роль — в фильме Михаила Швейцера «Саша вступает в жизнь» и как режиссер прошел с ним линию Николая Ростова, просто так — лишь для того, чтобы молодой артист лучше понял современного героя, опираясь на классику. Но ничто в жизни не случайно. Прошли годы, и Табаков сыграл в «Войне и мире».

— Скоро мне стукнет 80, у меня два театра, актерская студия, четверо детей, пятеро внуков, младшей дочери Маше 7,5 года, и я еще надеюсь многое успеть, — бодро доложил Олег Павлович.

Про круглые даты говорили много. 40 лет на «Мосфильме» Карен Шахназаров, 55 лет провел на студии главный оператор «Войны и мира» Анатолий Петрицкий, 60 лет — Николай Бурляев, который начал сниматься еще ребенком. Как и Светлана Дружинина, мечтавшая стать балериной. Но мир кино закружил ее, когда в 1953 году красивую девочку пригласили сняться в первом выпуске киножурнала «Фитиль». Кстати, Светлана Сергеевна собирается вспомнить актерскую профессию и сыграет главную роль в новом мини-сериале. Съемки пройдут на «Мосфильм».

Закончили вечер, как и полагается, песней. «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве», — спел без фонограммы классический хит из советской киноклассики «Свинарка и пастух» Владимир Зельдин. Артист, который старше «Мосфильма», — ему 99.



Партнеры