Все флаги в хостел будут к нам

Обеспечат ли дешевые гостиницы приток туристов в столицу

Доступные гостиницы долгое время оставались для Москвы проблемой покруче, чем пресловутый квартирный вопрос. Но в последнее время задачка стала поддаваться решению, правда, за счет самого непритязательного сегмента гостиничного бизнеса — хостелов. Не успевают они открыться, а посетители уже стоят в очереди. Слово «хостел», впрочем, еще не стало общеупотребительным. Многие путают хостел с хосписом. А те, кто что-то про такие отели слышал, думают, будто селятся в них только очень бедные и маргинальные личности.

Переночевав в хостеле и пообщавшись с его постояльцами, корреспондент «МК» попытался понять, насколько это мнение соответствует действительности.

Обеспечат ли дешевые гостиницы приток туристов в столицу
Фото: DA—HOSTEL.ru

У хостелов нет сезонов

Большинство хостелов находится в самом центре Москвы — это один из главных критериев, по которому туристы выбирают ночлег. Однако их вывески не сияют и не видны с дорог. Найти нужный хостел, даже зная его точный адрес, порой не так-то просто. Вход, как правило, со двора, а на двери едва приметная табличка.

Хостел на Арбате — один из таких. Именно здесь я решила скоротать ночь в надежде познакомиться с интересными людьми. Койку пришлось забронировать с утра. По словам владельца заведения Антона Басина, даже сейчас, когда вроде бы основной поток иностранных туристов уже схлынул, хостел, как правило, забит на 80—90%. И это при том, что открылся он лишь 1 августа.

С чем связана такая загрузка? Как пояснила аналитик потребительского сектора Дарья Пичугина, при почти полном отсутствии расходов на рекламу хостелы благодаря меньшей стоимости проживания для постояльцев гораздо лучше заполняются, чем гостиницы. В результате за счет большого оборота и меньших издержек они выигрывают.

На пятый этаж (хостел занимает 5-й и 6-й уровень здания) пришлось идти пешком. Лифт на днях сломала какая-то шумная компания, и его еще не успели починить. Сразу направо дверь, за ней — скромный ресепшн. Меня с улыбкой встречает администратор Дарья. Отсканировав мой паспорт, она любезно подала мне ключи от шкафчика-локера в комнате.

— Ваша койка в восьмиместном номере стоит 550 рублей, сейчас там живут пятеро, — проинформировала она. — И с вас еще 1 тысяча рублей — залог на случай возможного повреждения имущества. Их я отдам при выезде.

Я уже было собралась идти изучать свое место, однако Даша меня остановила:

— Возьмите тапочки, — девушка указала на черные ящики, прикрепленные к стене, с лежащими в них резиновыми тапками. — Это для тех, кто свои забыл или не хочет ходить босиком. Ходить в уличной обуви у нас запрещено.

Уже в комнате Даша достала мне из локера два белых полотенца и постельное белье (это входит в стоимость проживания). Еще из бесплатных благ — безлимитный чай на общей кухне. Ну вот — на часах 23.00, пора ложиться спать.

Если ложишься первым, уснешь последним

Однако уснуть не получилось. Пока я пыталась запихнуть одеяло в пододеяльник, тыкаясь головой в верхний ярус кровати, в комнату влетел худощавый паренек с грустными глазами. Это мой сосед по койке Антон — безработный полиглот.

— Ты новенькая? — он уселся напротив меня и заулыбался.

— Да, а ты?

— Не-е, я здесь с открытия живу. Решил практиковать языки, разговаривая с иностранцами.

Антон приехал в Москву из Чебоксар поступать в университет. Но до сих пор не поступил. Знает английский, финский языки и даже эсперанто.

— А почему бы не снять комнату или койко-место в квартире, дешевле же получится? — интересуюсь я.

— Здесь центр города, на метро ездить не надо, — рассуждает он. — А если за месяц сразу оплатить, то будет скидка.

Соседи по комнате подобрались что надо: помимо Антона еще трое русских парней (не особо разговорчивых) и улыбчивая девушка из Китая.

Многие постояльцы, живущие в хостелах подолгу, рассуждают так же, как Антон. Они приходят только ночевать, и им не нужен особый сервис. Зато не надо тратить часы на поездки в метро и на маршрутках. Однако по большей части здесь останавливаются все же туристы, которым нужно несколько дней, чтобы посмотреть город. Многие — молодые иностранцы, для которых хостел — вещь привычная.

Фото: DA—HOSTEL.ru

— Около половины наших гостей — молодежь в возрасте от 18 до 25 лет, еще 30% тех, кому от 25 до 35 лет, — говорит владелец хостела на улице Большая Молчановка Даниил Мишин. — Но остановиться здесь — значит, не только сэкономить. Тут встречаются люди разных национальностей и культур, и оттого создается неповторимая атмосфера. В какой-то степени домашняя, семейная.

В хостеле на Большой Молчановке сразу при входе висит карта мира, почти вся утыканная флажками. Так постояльцы помечают, откуда они родом.

— По весне приезжали на какой-то фестиваль представители африканского племени, их было человек 30, все черные как смоль, — рассказывает Даниил. — Мы общались с ними жестами, потому что они не говорили даже по-английски. А самое забавное, что они постоянно всему в Москве удивлялись: машинам, домофону на двери, всякой мелочи, которая для нас кажется в порядке вещей.

— А летом останавливался очень необычный старичок из Гуама (Гуам — остров в Тихом океане, принадлежащий США), — продолжает администратор Ольга Безделева. — Его звали Ленни, и было ему 70 лет. Он приезжал в Россию, чтобы взобраться на Эльбрус. Своим энтузиазмом он покорил всех девушек в хостеле.

В арбатском хостеле в конце лета гостил 91-летний дедушка из Лос-Анджелеса. По словам Антона Басина, он одевался как ковбой: в шляпе, кожаной куртке и ковбойских сапогах. И вокруг него тоже постоянно крутились девчонки. Но самое интересное, что родился путешественник в Париже, корнями он из Кореи, а в Лос-Анджелесе сейчас преподает французский язык.

Моя соседка-китаянка в голубом берете тоже оказалась личностью неординарной: Ивонна Лзанг — переводчик и блогер. Приехала из Китая в Москву в командировку на конференцию по нанотехнологиям.

— Нравится тебе русский хостел? — спрашиваю я.

— Я жила в хостелах разных стран, но этот мне нравится больше, — уверяет Лзанг. — Здесь я могу расплатиться по пластиковой карте. В других расплачиваться обычно приходится наличными, а это не всегда удобно.

Для меня этот фактор определяющим не был. Я пыталась просто заснуть. Но в комнате, где помимо тебя еще пять человек, это довольно трудно. Во-первых, мучила страшная духота. Во-вторых, за эту ночь в хостеле я успела усвоить одно правило: если ложишься первым, то уснешь последним. Или уснешь столько раз, сколько человек живет с тобой вместе. Так что лучше общаться в зале вместе со всеми.

Хостелам не хватает живых цветов

Хостелы представляют собой нечто среднее между недорогими гостиницами и традиционными общежитиями. Собственно, заморское слово «хостел» и переводится как «общежитие». Но не надо путать зарубежные хостелы с традиционными российскими общагами, поскольку западный аналог предполагает другую культуру гостевого размещения.

— Главное отличие заграничных хостелов от основной массы наших — развитая инфраструктура: бары-рестораны, фастфуды, тренажерные залы и масса других полезных услуг, — поясняет Даниил Мишин. — В российских же постоялец зачастую не может купить себе даже зубную щетку.

Большинство московских хостелов — это, как правило, та же общага, только поменьше, с более свежей краской на стенах и санузлом поприличнее. Многие размещаются в трехкомнатных квартирах.

Из этого можно сделать вывод, что выбранный мной хостел скорее относится к категории «европейский». Простенько, но со вкусом. Чувствуется, что о постояльцах тут заботятся. Помимо тапок здесь можно купить много полезных вещиц: щетку, пасту, мыло, носки, швейный набор, напитки и снэки. Кухня просторная. Она же является и залом, где, собственно говоря, и тусуются все постояльцы. У стены огромный телевизор и два пуфа. Есть даже бесплатный Wi-Fi. Можно работать. А вот распивать спиртное крепче 12 градусов тут нельзя. Такое европейское правило.

Интерьер хоть и недорогой, но дизайнерский. В том, что на Арбате, глаз цепляют необычные граффити и фотообои на стенах, а на потолке — коллаж из газетных вырезок.

Передо мной в хостеле ночевал известный дизайнер. Он вместе с друзьями затеял этнографическую экспедицию. Сказал, хочет посмотреть на столицу глазами туриста. А потому каждый день он решил проживать в новой гостинице.

Над интерьром хостела на Арбате поработали дизайнеры. Фото: DA—HOSTEL.ru

— Мы начали с хостела, а закончим в каком-нибудь фешенебельном отеле, — пояснил он.

Впрочем, интерьер хостела на Арбате дизайнер оценил только на «троечку».

— Один из локеров в нашей комнате не закрывался, душ в ванной не работал, и стекло в окне треснуло, — перечислил он недостатки.

После чего порекомендовал украсить зал живыми цветами, на стенах повесить картины, а встроенное в потолки офисное освещение заменить на обычные лампочки с торшерами. Так, по его мнению, в хостеле сразу станет уютнее.

Вешалок здесь не считают

Иногда хостелы путают с мини-гостиницами. Основное отличие, как поясняет аналитик Дарья Пичугина, в том, что в гостиницах санузлы располагаются в номере, а в хостеле — на этаже. При этом в категорию мини-гостиниц попадают все отели с фондом до 15 номеров. В хостеле на Молчановке как раз 15 номеров, в хостеле на Арбате — 16.

По словам эксперта по гостиничному бизнесу Владимира Масютина, в приказе Минспорттуризма №35 от 25 января 2011 года четко прописано, что должно быть в гостинице той или иной звезды.

— В гостинице, к примеру, должен быть ресторан, в хостеле же это вовсе не обязательно. В одних гостиницах должен быть телевизор, в других — нет, — поясняет специалист. — В документе расписано все, вплоть до количества вешалок и подушек в номере.

А вот отдельно о хостелах и требований к ним в приказе ничего не говорится. Нет даже такого понятия «хостел». Получается, что они просто выпали из правового поля.

— Для открытия хостела не требуется никаких лицензий, ГОСТы на него также не утверждены, — говорит Дарья Пичугина. — Его можно регистрировать как ИП или ЧП, и никаких особых правил ведения бизнеса не существует.

Отсутствие правовой базы, по словам Пичугиной, безусловно, сказывается на качестве хостелов, зато открыть его может практически любой.

— Самое сложное в открытии хостела — подобрать место, — считает Антон Басин. — Хочется, чтобы здание было как можно ближе к центру города, а с соседями, если дом жилой, не было конфликтов. Приходится с ними договариваться, убеждать.

По его мнению, если требования к хостелам законодательно все-таки оформят, работать будет легче.

Отметим, что хостельский бизнес в Москве начал активно развиваться только в последние годы. И сейчас эта сфера как раз переживает бум. Между тем столичные власти стараются развивать больше именно гостиницы. По словам Владимира Масютина, в городе в год открывается около 20 брендовых гостиниц, не считая различных мини-отелей.

— К концу этого года в центре завершится строительство и приспособление под гостиницы 11 зданий на 2243 места. В 2013 году появится 10 гостиничных комплексов на 3 тысячи мест, в 2014-м — еще 8, — рассказывают в пресс-службе ЦАО. — При этом большинство новых гостиниц в стесненных условиях центральной части города возникнут не в результате застройки, а в результате реконструкции и изменения функционального значения уже существующих зданий.

Точное количество хостелов в городе подсчитать нелегко, так как официальной статистики никто не ведет. По данным сайта Hostels.com сейчас в столице насчитывается более 50 хостелов, большинство из них были открыты в последние пять лет. И если такой темп сохранится, турист поплывет к нам потоком.

Самые необычные хостелы мира

Хостел Jumbo Stay (Стокгольм, Швеция) разместил свои номера на борту настоящего самолета, только на земле. Иллюзию полета поддерживает круглосуточная трансляция взлета и посадки самолетов ближайшего аэропорта.

Хостел Radeka Downunder (Южная Австралия) предлагает гостям переночевать в бывшей опаловой шахте, теперь оборудованной двухъярусными кроватями для туристов.

Хостел в замке с привидениями Carbisdale (Шотландия). Интерьеры каминной залы и коридоров владельцы сохраняют в своем первозданном виде. По ночам в одной из столовых устраиваются магические сеансы по вызыванию духов со спиритической доской.

Хостелы-домики на деревьях Kadirs (юг Турции).

Тюремный хостел (Оттава, Канада) — его посетители живут в камере с решетками на окнах. Гостям расскажут о призраках бывших заключенных, снующих по ночам на чердаках.

Хостел The Train (пляж Сантос, ЮАР) на колесах — всесезонный, и заказывать в нем места необходимо минимум за пару месяцев. А все потому, что рельсы, на которых стоит поезд, упираются в одно из самых красивых побережий на континенте. Несколько месяцев в году здесь проходит путь миграции дельфинов и китов. Кстати, похожий хостел Railway Square, где гости могут расположиться на ночь в железнодорожном вагоне, есть в австралийском Сиднее.

Хостел-ранчо Анак (Монголия) — единственный кочевой хостел, который может предложить своим постояльцам палатки, коня, свежий кумыс и охоту. О его местоположении лучше справиться заранее.

Цены в хостелах Москвы

Койко-место в 8—10-местном номере:

самое дешевое — 400 рублей в сутки;

самое дорогое — 800 рублей в сутки.

Койко-место в 2-местном номере: около 2,5 тысячи рублей в сутки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру