«МАЗовские» моторы ярославского производства: стратегическое содружество

Наступивший год стал непростым этапом в развитии коммерческого транспорта:замедление в экономике, сокращение инвестиционной активности потребителей повлекли за собой падение рынка грузовых автомобилей

 В этих условиях выигрывают те компании, которые опираются на надежные партнерские связи, позволяющие развивать перспективные разработки и оказывать взаимную поддержку по продвижению на рынках своих стран.

 

Наступивший год стал непростым этапом в развитии коммерческого транспорта:замедление в экономике, сокращение инвестиционной активности потребителей повлекли за собой падение рынка грузовых автомобилей
Фото: Маргарита Панфилова. Посол Республики Беларусь в РФ И.В. Петришенко, Первый заместитель Министра промышленности Республики Беларусь И.И. Демидович и представители МАЗа - на новой производственной площадке Ярославского моторного завода.

 Выгодная кооперация

В период снижения экономической активности перспективами развития крупных градообразующих предприятий вполне резонно озадачиваются и главы российских регионов, где дислоцируются компании. Не так давно губернатор Ярославской области Сергей Ястребов совершил визит в республику Беларусь, которая исторически является одним из наиболее крупных промышленных партнеров Ярославля. В переговорах с Правительством Беларуси речь шла в том числе и о развитии сотрудничества между Ярославским моторным заводом и Минским автомобильным заводом. По итогам встречи белорусское правительство отметило, что видит хорошие перспективы и в стратегическом объединении двух предприятий.

Фото: Фото: Артём Рассадин. Юбилейным тысячным двигателем ЯМЗ-530, выпущенным в декабре 2012 г. был укомплектован автомобиль МАЗ.

История переговоров по объединению МАЗа с российскими предприятиями длится уже несколько лет, основными претендентами на слияние с МАЗом называли «Группу ГАЗ», в которую входит Ярославский моторный завод, и КАМАЗ. Эксперты отмечают, что объединение МАЗа с российскими автогигантами имеет как свои преимущества, так и недостатки, и признают, что не зависимо от перспектив решения этого вопроса, именно производственная кооперация ЯМЗ и МАЗа, доказавшая свою эффективность на протяжении нескольких десятилетий, сегодня открывает новые перспективы перед обеими компаниям.

«МАЗовские моторы»

По сути, своим появлением Минский автомобильный обязан именно ярославскому заводу – в 1947 году производство ярославских грузовиков и самосвалов ЯАЗ-200 было передано в Минск. Ярославцы при этом получили возможность сосредоточиться на разработке и производстве дизельных двигателей многоцелевого назначения, коробок перемены передач, сцеплений, стационарных дизель-генераторов и электроагрегатов, предназначенных, в том числе и для моделей Минского автомобильного завода.

Фото: Артём Рассадин. Производство новых средних дизельных двигателей семейства ЯМЗ-530. С 2012 года двигатели ЯМЗ-530 поставляются на Минский автомобильный завод.

ЯМЗ развивался параллельно с МАЗом, обновляя линейку выпускаемых двигателей параллельно с теми изменениями, которые вносили минские инженеры в конструкцию грузовиков. Подчеркивая, что ярославский двигатель является «родным» для минских грузовиков, водители МАЗов привыкли называть ярославские движки «МАЗовскими моторами».

Стратегическим партнером МАЗа всегда оставался ЯМЗ. Кстати, именно два этих предприятия в конце 90-х годов стали инициаторами разработки и реализации совместной российско-белорусской программы «Развитие дизельного автомобилестроения», итогом которой явился переход выпускаемой техники на европейские экологические стандарты.

Новый завод для нового двигателя

Однако время и технический прогресс не стоят на месте. Сейчас на отечественные и зарубежные автомагистрали выходят новейшие модели автомобилей МАЗ уже с рядными шестицилиндровыми дизелями ЯМЗ семейств 530 и 650.

Новое семейство рядных дизельных двигателей ЯМЗ-530 – единственные дизельные двигатели за последние 40 лет, созданные в России «с нуля». Они изначально проектировались таким образом, чтобы «на выходе» получился продукт, по техническим и потребительским характеристикам ничуть не уступающий иностранным аналогам.

Двигатели семейства ЯМЗ-530 выпускаются на новом заводе, которые ярославцы построили в сотрудничестве с ведущей мировой инжиниринговой компанией Comau. Новый корпус производства средних рядных двигателей общей площадью 57 тыс. м2 не имеет аналогов среди производителей двигателей в РФ и СНГ, по степени оснащенности современным оборудованием и автоматизации процессов не уступает лучшим компаниям мирового двигателестроения. Об этом свидетельствуют и наименования именитых зарубежных поставщиков оборудования для новой ярославской площадки: Thyssen Krupp Krause, Liebherr, Riko, Durr Ecoclean, Carl Zeiss, Heller, Grob Werke, JW Froehlich. Уровень автоматизации производства здесь достигает 90%.

Фото: Артём Рассадин

Несмотря на то, что большая часть комплектующих двигателя ЯМЗ-530 – импортного производства (к сожалению, в России рынок автокомпонентов пока не по всем позициям может предложить продукты высочайшего качества), стоимость ЯМЗ-530 для автомобилей МАЗ при этом как минимум на 10% ниже аналогов - к примеру, двигателя Cummins. Сегодня на ЯМЗ ведется планомерная работа по локализации производства комплектующих, что обеспечит дальнейшее снижение себестоимости при сохранении качества европейского уровня.

Сама же платформа ЯМЗ-530 уже успела доказать свою универсальность. Она позволяет создавать модификации двигателей для автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной, судовой техники, стационарных агрегатов, транспорта силовых ведомств. Для последнего разработаны специальные форсированные модификации мощностью до 450 л.с.

ЯМЗ-530 – проект, изначально создаваемый в соответствии с требованиями Euro-4, заявляемым интервалом обслуживания, увеличенным до 30-50 тыс. км. В зависимости от модификации расчетный ресурс базовых моделей составляет от 700 тыс. до 1 млн. км пробега.

Кроме того, в конструкторском коллективе Ярославского завода совместно с канадской компанией Westport заканчивается разработка газовых двигателей на базе дизелей ЯМЗ-534/536 мощностью от 120 до 300 л.с.. Потребители автомобилей МАЗ уже сейчас пишут запросы на Ярославский завод, интересуясь, когда газовые двигатели будут установлены на минские грузовики: высокая экономичность газовых двигателей является серьезным подспорьем для развития любого бизнеса, специализирующегося на грузовых и пассажирских перевозках. Уже в конце этого года Минский автомобильный завод сможет начать испытания своих автомобилей с ярославскими движками на газовом топливе.

Растущий спрос на двигатели семейства ЯМЗ-530 заставляет уже сегодня задуматься над расширением первой очереди производства. Маркетинговые данные, опросы потребителей, да и сами темпы прироста выпусков подтверждают, что через два года понадобятся мощности для производства уже 30 тысяч таких моторов в год. Значительная их часть будет отправлена на МАЗ для комплектации грузовиков.

«Пересадка сердца»

В конце 2007 года ОАО «Автодизель» осуществил запуск в производство принципиально нового для российского дизелестроения тяжелого рядного двигателя ЯМЗ-650 в версии Euro-3. Сейчас этот мотор соответствует экологическим требованиям Euro-4 и предназначен для комплектации грузовых автомобилей, самосвалов, автомобильных шасси и тягачей с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4 полной массой до 52 т, а также автопоездов на их базе полной массой до 65 т.

Сегодня, когда уже накоплен довольно богатый опыт эксплуатации автомобилей МАЗ, оснащенных этими двигателями, можно сказать, что «пересадка сердца» прошла крайне успешно. Владельцы и водители МАЗов свидетельствуют: автомобили демонстрируют высокие эксплуатационные качества, нисколько не уступающие технике, оснащенной аналогичными двигателями – например, Mercedes или Cummins.

Ярославские дизели успешно обеспечивают миллион километров пробега автомобиля до капитального ремонта, безотказность в эксплуатации, быстрый прием нагрузки, экономичны во всех рабочих режимах. При этом ЯМЗ-650 существенно дешевле «одноклассников». К примеру, разница в цене с Mercedes составляет свыше 20%. Неслучайно все большее количество потребителей отдают предпочтение автомобилям МАЗ с двигателями ЯМЗ. Моторный же завод усиленными темпами готовит к выпуску модификации дизелей, соответствующие пятому экологическому классу.

Для каждого двигателя - своя ниша

У каждого семейства ярославских дизелей есть своя рыночная ниша и свои потребители. Покупателям грузовых автомобилей МАЗ предлагаются грузовики в широком спектре ценовых диапазонов, потребительских качеств, отвечающие законодательно установленным требованиям безопасности для различных категорий. В частности, большим спросом пользуются полноприводные автомобили, самосвалы и шасси под монтаж специального оборудования с V-образными двигателями ЯМЗ в «бюджетном» ценовом сегменте.

А новые рядные высокофорсированные дизели с высокими потребительскими качествами прекрасно проявляют себя в составе представителей дорожной гаммы грузовиков МАЗ: седельных тягачей и бортовых автомобилей высокой грузоподъемности. Поэтому эксперты автомобильного рынка прогнозируют, что автомобили с двигателями ЯМЗ-530 и ЯМЗ-650 будут занимать должное место в составе большегрузного транспортного парка стран Таможенного союза.

Задачей совместных работ специалистов Минского и Ярославского заводов по совершенствованию серийных образцов и созданию новых моделей является не только удовлетворение запросов традиционных потребителей, но и постоянное расширение сферы применения и географии эксплуатации автомобилей МАЗ с дизелями ЯМЗ, оперативное реагирование на потребности рынка, дальнейшее совершенствование уже достаточно широко развитой сервисной сети. Взаимовыгодное содружество открывает новые перспективы перед ярославскими моторостроителями и белорусскими производителями грузовой техники, гарантируя долгосрочные перспективы развития для обеих компаний. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру