Насколько подорожают в октябре тарифы ОСАГО?

Испытание европротоколом

8 сентября 2014 в 18:08, просмотров: 7514

Хорошая и плохая новость для автовладельцев: тарифы по ОСАГО дорожают, с этим надо смириться. Однако оформлять мелкие аварии станет проще, а потолок по выплатам возрастет.

Насколько подорожают в октябре тарифы ОСАГО?
фото: Кирилл Искольдский

В минувшем июле были приняты поправки к закону об ОСАГО, в результате которых возрастет цена полиса и выплаты по страховке, а водители начнут оформлять европротоколы (в перспективе это должно избавить от ожидания полиции). По мнению страховщиков, европротокол вначале обернется для них головной болью, но признают, что это путь к более цивилизованному урегулированию конфликтов на дороге. Ранее лимит по выплате составлял 25 тыс. руб., сейчас он увеличен до 50 тыс. руб. «Автовладельцам, которые захотят воспользоваться возможностями европротокола, стоит помнить: лимит в 50 тыс. руб. будет действовать только в том случае, если оба участника ДТП купили или пролонгировали свои полисы ОСАГО уже после принятия данных поправок в закон», — отметил директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.

При этом между участниками ДТП не должно быть разногласий об обстоятельствах аварии и перечне повреждений транспортных средств. «В случае если хотя бы одно из условий не выполняется либо есть сомнения в отношении суммы ущерба, рекомендуем вызывать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП», — советует гендиректор страхового сервиса «Гарант» Роман Чекулаев.

Сами страховщики готовятся к валу фальшивых требований по новым правилам. «Для страховщика идеальным вариантом является наличие данных одновременно как от системы видеонаблюдения, так и спутниковой системы — только в этом случае он сможет пресечь попытки мошенничества. До профильного ведомства — Минтранса — было доведено мнение страховщиков о том, как должно фиксироваться ДТП, чтобы страховщики беспрепятственно могли осуществлять выплаты по новым лимитам», — сообщил руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров.

Эксперт считает, что европротокол вряд ли получит широкое распространение — даже водители Москвы и Санкт-Петербурга слабо реагируют на нововведения. «Мне сложно представить себе, что водители начнут покупать различные системы только ради получения возможности заявлять убытки по упрощенной системе. По-прежнему проще всего дождаться приезда сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Собственноручного заполнения бумаги, которая имеет достаточно простой алгоритм, они избегают и сейчас», — рассказывает Макаров.

В то же время в Московском регионе и Санкт-Петербурге значительная часть владельцев новых автомобилей (до 4 лет) приобретают договоры комплексного страхования каско. «К сожалению, правила всех без исключения страховщиков подразумевают возможность выплаты по повреждению кузовных элементов ТС только по справкам от соответствующих государственных органов (ГИБДД, ОУВД, МЧС и т.п.). Соответственно, актуальность европротокола теряет смысл, автовладельцы будут вынуждены ожидать приезда сотрудников правоохранительных органов, собирать документы по инстанциям, как раньше», — пояснил Чекулаев.

По словам эксперта, спасти ситуацию может оперативное внесение изменений в правила страхования, которые в свою очередь могут быть изменены только после внесения изменений в налоговое и гражданское законодательство (в части определения необоснованной страховой выплаты). Еще один важный момент нововведений — это увеличение тарифов по ОСАГО, которого страховщики давно добивались. С 1 октября этого года лимит выплат по имуществу вырастет до 400 тысяч рублей, а с 1 апреля 2015 года со 160 до 500 тысяч рублей увеличится максимальный размер выплат за жизнь и здоровье пострадавших в ДТП. Но на старые договоры повышение лимита выплат распространяться не будет.

«По итогам 2013 года мы видим, что 7 крупных российских компаний заявили об уходе с рынка ОСАГО. Когда 7 ведущих страховщиков покидают рынок из-за больших убытков — это тенденция. В результате удалось достичь компромиссного варианта. В октябре тариф ОСАГО, по предварительным данным, будет увеличен на 24–30%. Это означает, что полисы станут дороже на 500–600 рублей», — прогнозирует гендиректор ГСК «Югория» Алексей Охлопков.

Он считает, что в дальнейшем тарифы еще не раз будут подняты, а ситуация осложняется тем, что в отдельных субъектах Федерации из-за неадекватных региональных коэффициентов проблему убыточности ОСАГО не решить даже ростом тарифов на 30%. Это южные и центральные регионы, Дальний Восток. Охлопков обращает внимание на ряд дисбалансов в законе об ОСАГО, которые создают реальные проблемы на рынке: «Возьмем девушку из города, чья машина всю зиму простояла в гараже, и мужчину из пригорода, который ездит каждый день и за год наезжает 40 тыс. км. У него ОСАГО будет стоить дешевле на 30–40%, чем у девушки, которая за год может проехать только 1 тыс. км». Страховщики получают убытки и начинают избегать «пригородных» водителей.

Этот год стал революционным для отношений водителей и страховщиков. С 1 августа действует безальтернативное прямое возмещение убытков, то есть пострадавший в ДТП автовладелец может обратиться за выплатой только в свою страховую компанию. Ранее для потребителей был предусмотрен выбор: обратиться сразу к своему страховщику или к страховщику виновника. «В этой связи стоит посоветовать автомобилистам более тщательно подходить к выбору страховщика при покупке ОСАГО, ориентироваться на крупные и стабильные компании, которые занимают устойчивые позиции на рынке и могут гарантировать своевременное получение выплат в рамках закона без привлечения судебных инстанций», — советует Княгиничев.

Кроме этого при наличии у страховщика ОСАГО соответствующих договоров со СТОА потерпевший имеет право выбрать форму страхового возмещения — выплату деньгами или направление транспортного средства на ремонт. Страховщики обязаны размещать на сайте список ремонтных станций, с которыми у них заключены договоры в рамках ОСАГО.

Норма распространяется на договоры, заключенные с 1 сентября 2014 года. «При этом не стоит забывать, что возмещение путем направления на ремонт несет в себе один нюанс: страховщик оплатит ремонт в размере, учитывающем износ (амортизацию) транспортного средства и отдельных деталей, разницу необходимо будет компенсировать СТОА из средств автовладельца», — говорит Чекулаев. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, очень важно обращать внимание на репутацию страховщика и уровень профессионализма при консультации с ее сотрудниками, это говорит об общем уровне ответственности, отмечает Марина Лазуткина из БКС Премьер. Поскольку придется платить больше, хочется понимать — за что.

«Принятые новшества существенно увеличивают «расходную» часть страховщиков по выплатам, что предполагает и адекватное увеличение тарифов. При этом главная проблема страховых компаний — низкий тариф на этот вид страхования — пока не решена. Ожидается, что новые тарифы ЦБ примет в течение ближайших месяцев», — резюмирует начальник отдела методологии автострахования СОГАЗ Юрий Горцакалян.



Партнеры