Авторынок скатился в кризис

Куда пойдут ставки по автозаймам

5 октября 2015 в 17:49, просмотров: 3311

Рынок автокредитования понемногу стабилизируется.

Российский рынок автозаймов одним из первых пострадал от кризиса: из-за высоких ставок ЦБ и отсутствия дешевого зарубежного фондирования многие банки потеряли интерес к ритейлу. В тяжелом положении оказались и автодилеры: из-за падения доходов граждан спрос на новые автомобили по сравнению с прошлым годом сократился на 30–40%

Авторынок скатился в кризис

С начала текущего года банки выдали около 227 тыс. автокредитов. Это в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. И это с учетом программы льготного автокредитования, по которой реализовано 147,5 тыс. машин.

В 2013 году с использованием заемных средств приобреталась почти каждая вторая машина, а сегодня — лишь каждая третья.

«В настоящее время мы наблюдаем сезонный спад продаж: традиционно сентябрь — один из самых трудных месяцев для автобизнеса. Кроме того, в сентябре этого года произошло повышение цен на автомобили. — отметил начальник дирекции потребительского кредитования Кредит Европа банка Ильсур Гибадуллин.

Сейчас основной спрос приходится на автомобили, подпадающие под условия программы льготного автокредитования. На рынке без проблем можно найти программы с нулевым первоначальным взносом. Ставка по программе с государственной поддержкой составляет от 7,9%. Если есть интерес к автомобилям, которые не попадают в программу льготного кредитования, очевидно, что нужно выбирать между предлагаемыми акциями автопроизводителей. «В текущих рыночных условиях, когда темпы падения продаж автомобилей продолжают демонстрировать двухзначные процентные значения, нужно смотреть в сторону стимулирующих предложений. Производители и дилеры изучают спрос и стараются предугадать дальнейшее поведение потребителя, особенно в условиях резких скачков национальной валюты», — рассказывает директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков.

Специалистов тревожит рост просрочки. «Просроченная задолженность по автокредитам составляет порядка 65 млрд рублей, то есть рост просрочки с января составил более 15%. Высокая долговая нагрузка населения вынуждает банки предъявлять более высокие требования к потенциальным заемщикам, в частности к их кредитной истории», — говорит Сергей Данилов, управляющий директор сети банка «БКС Премьер».

Если средняя ставка по ипотеке и кредитам наличными снижается вслед за ключевой ставкой ЦБ, то по автокредитам с июля вновь показала рост. Средняя ставка по выданным в июле займам на покупку автомобиля увеличилась до 18% с 16% в июне, свидетельствует анализ базы данных Объединенного кредитного бюро. По данным ОКБ, средняя ставка по выданным в августе кредитам наличными составила 26% против 36% в январе этого года. По ипотеке ставка снизилась до 14% с 16% в начале года. Качественные клиенты с хорошей кредитной историей могут смело рассчитывать на сниженные ставки.

«После резкого снижения процента одобренных заявок в начале 2015 года (из-за стремления всех банков уменьшить свои риски в нестабильной экономической ситуации) сейчас этот процент частично восстанавливается. Дальнейшая динамика одобрений будет зависеть от общей экономической ситуации в стране. Осенью мы прогнозируем рост числа покупателей авто, которые захотят воспользоваться заемными средствами», — говорит Александр Михайлов, вице-президент АФК «Европлан». Он советует учитывать несколько обстоятельств. Во-первых, ситуация похожа на ажиотажные ноябрь и декабрь 2014 года. Во-вторых, надо учитывать сроки действия и объем финансирования государственных программ субсидирования. Например, программа льготного автолизинга (выделено 2,5 млрд рублей), по которой и физические, и юридические лица могут приобрести автомобиль со скидкой 10% от стоимости, действует до 1 декабря.

На конечную ставку по кредиту влияет первоначальный взнос, срок и сумма кредитования. Для отдельных сегментов автомобилей, например машин бизнес-класса, у банков есть множество специальных кредитных программ с пониженной ставкой. На ставку может повлиять даже марка машины. «У ряда банков есть специальные программы с автопроизводителями, по которым действует пониженная процентная ставка за счет скидки на автомобиль, предоставляемой его производителем. В ближайшем будущем банки не будут снижать ставки по автокредитам, учитывая риски возникновения проблем с фондированием из-за санкций, а также высокую кредитную нагрузку населения», — считает гендиректор «Фаст Финанс» Дмитрий Коршунов.

В целом, судьба ставок зависит от характера дальнейшего развития ситуации в экономике и решений в области денежно-кредитной политики Центробанка. Пока что можно посоветовать при покупке машины трезво оценивать свои финансовые возможности — покупать ту машину, за которую вы точно сможете расплатиться. Времена покупки авто «на вырост» ушли, и вряд ли мы увидим такое в ближайшее время.

Выбирая банк и кредитную программу, обратите внимание на порядок и процедуру погашения кредита. Узнайте, какие штрафные санкции могут грозить за просрочку выплат. Заранее разведайте, удобно ли для вас расположены банкоматы и отделения банка, чтобы потом не было обидно за свою кредитную историю.



Партнеры