Полный «песец»: подорожают ли шубы из-за обязательного чипирования

Новость о том, что в России вводится обязательная маркировка меховых изделий, вызвала глобальную распродажу шуб

10 февраля 2016 в 21:15, просмотров: 15644

Продавцы голубой мечты россиянок по дешевке «сливают» склады, чтобы не чипировать свой товар. Уже через два месяца — с 1 апреля текущего года — в нашей стране заработает пилотный проект, в соответствии с которым все шубы, дубленки и головные уборы из натурального меха должны быть снабжены RFID-чипом, который будет считываться специальным устройством. После этой даты эксперты прогнозируют существенное подорожание меховых изделий.

Полный «песец»: подорожают ли шубы из-за обязательного чипирования
фото: Михаил Ковалев

Чип — это своего рода метка из пластика или силикона на ярлыке изделия. Также она может быть вшита в шов или висеть на пуговице. По нему легко проследить информацию о каждой шубе: где и кем она изготовлена, из какого меха. Маркироваться будут изделия, произведенные на территории стран Евразийского экономического союза, куда входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия, а также импортированные из-за границы. Шубы без опознавательных знаков направят на утилизацию.

Когда Минпромторг только задумывал этот эксперимент, главный его посыл был защитить рынок от контрабанды. По некоторым данным, доля неучтенных меховых изделий в странах ЕАЭС достигает 80%. Хотя опрошенные «МК» эксперты сомневаются в корректности любой статистики на этот счет. До сих пор продавцы и производители шуб крайне неохотно раскрывали информацию о своем товаре, чем заслужили звание «самых серых» в нашей стране. Например, пару лет назад Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) настаивала на том, что до 90% норковых и других шуб ввозится в страну без уплаты таможенных платежей, с занижением таможенной стоимости.

Теперь путь меховых изделий будет отслеживаться с помощью информационной системы маркировки товаров, оператором которой станет Федеральная налоговая служба. Участники рынка будут отчитываться о движении изделий по цепочке: например, при передаче товара от производителя продавцу первый должен сообщить об отгрузке, а второй — о получении товара, и так до тех пор, пока шуба не будет продана клиенту. Похожая схема существует при контроле за оборотом алкогольной продукции.

«Сам факт введения чипирования шуб — это правильный шаг, направленный на легализацию мехового рынка, что давно пора сделать. Благодаря внедрению этого проекта российский покупатель сможет получить достоверную информацию об изделии и будет уверен в том, что он покупает», — считает главный редактор издательского дома «Мягкое золото» Алексей Семкин. Однако, по его словам, обеспокоенность вызывает то, что до старта проекта осталось меньше двух месяцев, но никакой достоверной информации о процессе внедрения системы нет. Например, до сих пор не ясно, должны ли чипировать изделия ателье, шьющие шубы на заказ. К «дырам» также можно отнести товары, являющиеся иностранной гуманитарной помощью. В соответствии с новым законодательством маркировку на них можно не делать. То есть для того, чтобы объяснить отсутствие чипа у шубы, достаточно сказать, что это гуманитарная помощь из Греции.

фото: Иван Скрипалев

Кроме того, все участники рынка должны успеть вступить до 1 апреля в российское подразделение международной ассоциации GS1, на которую возложено кодирование отечественной продукции. За членство в ассоциации нужно заплатить 25 тыс. рублей. Хотя обычно в эту ассоциацию вступают добровольно и только те, кому это действительно необходимо.

Обязанность чипировать продукцию вменяется всем, кто занимается меховой торговлей — от производителей до продавцов, включая комиссионные магазины. Всем им заодно придется озаботиться покупкой оборудования для записи информации на чипы. Это еще примерно $1 тыс. за устройство. Учитывая возросшую финансовую нагрузку, эксперты не исключают, что небольшие предприниматели не смогут дальше существовать на рынке в таких условиях. Это чревато тем, что в конце концов на рынке останутся только крупные фирмы, которые будут диктовать свою ценовую политику. «Сейчас в продаже полно изделий за 80–100 тыс. рублей из китайской норки, которая выращивается интенсивным способом. В результате ворс получается хрупким и быстро изнашивается. Конечно, такие изделия тоже можно чипировать, но вряд ли мелкие предприниматели потянут сопутствующие расходы», — отмечает руководитель лаборатории проектирования и технологии изготовления меховых изделий НИИ меховой промышленности Елена Есина. По мнению экспертов, именно наличие низкокачественной норки сегодня создает у потребителей иллюзию доступности этого по сути очень дорогого меха для широких масс. Тогда как цена по-настоящему качественного товара должна начинаться от 180 тыс. рублей.



Партнеры