ДорогОй дорОгой идете, товарищи

По словам руководителя Росавтодора, за рубежом на трассы тратят в разы больше

16 августа 2016 в 20:23, просмотров: 5567

В числе лидеров с самыми дорогостоящими трассами — США, Германия и Канада. Во сколько на самом деле обходятся отечественные магистрали, «МК» выяснил у независимых экспертов. По их подсчетам, строительство дорог в России стоит более чем в 2 раза дороже, чем в странах ЕС.

ДорогОй дорОгой идете, товарищи
фото: Алексей Меринов

«По поводу «дорого» — это один из мифов, над развенчанием которого мы работаем. Высшая школа экономики совместно с зарубежными аналитиками в 2014–2015 гг. проводила исследование ценообразования в дорожном строительстве. По полученным данным, средняя стоимость километра однополосной дороги в России — 59 млн руб. Это в 1,5–2 раза меньше, чем в США, Германии и Канаде. В США это 127 млн руб., в Канаде — 163 млн руб., в Германии — 81 млн, в Китае — 29 млн, в Польше — 25,8 млн. То есть Россия далеко не в лидерах среди стран с самыми дорогостоящими трассами», — заявил руководитель Росавтодора Роман Старовойт СМИ.

По его словам, важно также учитывать, что в разных странах свой подход к составлению дорожной сметы. «В России до 30% от стоимости дорожных работ могут занимать затраты на выкуп земель, снос строений и компенсации собственникам. Для сравнения: в США федеральное финансирование выделяется из дорожного фонда только при условии, что штат уже обеспечил за счет собственного бюджета проектно-изыскательные работы, выкуп земель, снос зданий и компенсацию собственникам, перенос коммуникаций», — продолжает Старовойт.

Впрочем, стоимость дорог в России опрошенные эксперты «МК» оценивают не так оптимистично.

фото: Геннадий Черкасов

ЭКСПЕРТЫ «МК»

Никита ИСАЕВ, директор Института актуальной экономики: «Констатация факта, что стоимость строительства дорог не самая большая в мире, еще не означает, что в России дороги дешевые. Да, в США и Канаде дороги обходятся дороже, но стоит учитывать, что там речь идет не о закатке асфальтом, а о создании бетонных дорог со сроком службы до 40 лет. Так что превышение стоимости строительства в 2,5 раза с лихвой компенсируется длительным сроком службы. В Москве, например, дорожное полотно рассчитано на 3 года службы (да и то требует ежегодного частичного ремонта). У нас тоже есть опыт строительства бетонных дорог. Например, Большое и Малое бетонные кольца вокруг Москвы, появившиеся в 1955 году. Асфальтировать их начали только после перестройки, да и теперь на них не образуется серьезных ям в отличие от дорог, не имеющих бетонного основания. Так что корректнее сравнивать стоимость строительства с Европой и Китаем. Как уже было сказано, в Германии 1 км обходится в 81 млн руб, в Китае — 29 млн, в Польше — 25,8 млн. Получается, что у нас дорога обходится в 2,28 раза дороже, чем в Польше, хотя средняя зарплата у нас в 2 раза меньше, стоимость топлива тоже примерно в 2 раза ниже. Согласно отчету ВШЭ, у нас до 30% затрат идет на выкуп земель и еще до 30,4% на переустройство инженерных коммуникаций. Заметьте, что это максимальные значения, а средние составляют 3,2% и 3,8% соответственно. Выходит, что «очищенная» стоимость 1 км дорог у нас составляет 57,23 млн руб. И тут уже не остается возможности для манипуляции утверждениями о том, что все уходит на выкуп и инженерные коммуникации в отличие от Европы и США».

Павел СИГАЛ, первый вице-президент «Опоры России»: «Проблема российских дорог не в дороговизне, а в том, что по качеству они уступают даже тем трассам, которые укладываются по аналогичной технологии. Конечно же, определенное влияние играет природный фактор. Однако им никак нельзя объяснить то, что полотно, которое должно спокойно выдерживать 30-градусный мороз в течение 7–10 лет, разрушается за 1–2 сезона. Ключевая проблема российских дорог — серьезное нарушение технологии их строительства. Более того, компания, которая занимается укладкой дорог, не несет никаких рисков в случае разрушения полотна, нет адекватной системы гарантирования качества продукта. И, конечно же, существенное влияние на дороговизну наших дорог оказывает фактор коррупции. Компания-укладчик заинтересована выполнить проект так, чтобы уже через пару лет дорогу пришлось вновь менять, поскольку она же получит очередной контракт. Коррупционный фактор попросту перерос в «бизнес-модель». 



Партнеры