Бедность как производное от коррупции: в чем Россия похожа на Америку

Если все деньги украли немногие, то удел многих — безденежье

Какую часть населения России можно отнести к категории неимущих? В последние годы официальная статистика такова: в абсолютных числах — 19–21 млн человек, в процентах — от 13% до 15%. Ряд экспертов подвергают сомнению эти данные: считать, указывают они, надо не номинальные доходы в рублях, а реальные возможности платить за жилье, покупать продукты и лекарства, одеваться и обуваться, учиться и лечиться, отдыхать и развлекаться. С учетом этих возможностей, считают эксперты-скептики, правительственную статистику бедности надо увеличить как минимум в полтора раза, а скорее — в два. Но даже официальная статистика великовата для страны, претендующей на то, чтобы называться благополучной. Именно поэтому Кремль ставит задачу сократить масштабы бедности вдвое.

Если все деньги украли немногие, то удел многих — безденежье

А как смотрятся наши показатели бедности в мировом масштабе? С кем будем себя сравнивать? Ну, наверное, как водится, — с Америкой. Там тоже когда-то была поставлена задача борьбы с бедностью. Произошло это после 1959 года, когда в США впервые выработали критерии нищеты и оценили ее масштабы: оказалось, что за чертой бедности живет 22,4% американцев! Власти ужаснулись, и в 1964 году президент Линдон Джонсон объявил пакет программ под названием «Война с бедностью». К 1973 году удельный вес неимущих в населении США снизился до 11,1%. С тех пор этот показатель несколько вырос, но никогда не выходил за пределы примерно 15%. И в этом у России и Америки есть сходство.

В прошлом году Бюро переписи населения США приводило цифру 12,3% — такой процент американцев жил за чертой бедности. В абсолютных числах — 39,7 млн человек (население США на тот момент составляло 322,7 млн человек). С учетом «дополнительной методики измерения», которую применяет Бюро переписи населения (тут учитываются не только доходы, но и расходы), процент неимущих в США несколько выше — 13,9%.

Однако в Америке, как и в России, ряд специалистов по бедности убежден, что реальные масштабы нищеты намного превышают официальную статистику. Во-первых, Бюро переписи населения получает данные от граждан, которым по почте рассылаются соответствующие формы. Бездомному форму не пошлешь — некуда. Значит, все бездомные — их, даже согласно официальным данным, насчитывается 553 000 человек, а в реальности куда больше — в статистике не учтены.

Во-вторых, в США есть миллионы не учтенных в статистике нищеты людей, которые живут вроде бы выше порога бедности, но лучше бы их доходы были ниже этого порога. Дело в том, что все пособия по бедности — льготное жилье, продовольственные талоны, скидка на электроэнергию, бесплатная медицина — предусмотрены только для тех, чьи доходы не превышают федерального порога бедности. В текущем году он составляет $12 140 в год на одного человека, $16 460 на двоих, $20 780 на семью из трех человек и $25 100 в год на семью из четырех человек.

Средняя годовая зарплата американской семьи — $61 858. Вроде бы неплохо, но не спешите с выводами: у половины работающих американцев доход ниже, чем половина этой суммы (меньше $30 929). Если разложить $30 929 на 12 месяцев, получается чуть больше $2500 в месяц. Из этой суммы налоги съедят не меньше 20% — вычитаем $500. Квартплата или выплата ипотеки — еще минус как минимум $1000. Страховка за дом, машину — вычтите еще сотню-другую. За медицинскую страховку придется платить куда больше — в Америке отсутствует всеобщее государственное медицинское страхование, и если у вас нет щедрого работодателя, который заплатит за вас хотя бы часть страхового взноса, то каждый месяц придется отдать за одного человека долларов 400–500, а за двоих — больше тысячи. Для людей с низким доходом — нереально. Как нереально и платить за учебу детей в вузе — самый захудалый колледж стоит в диапазоне 10–20 тысяч в год, а элитные университеты нынче берут по 60 тысяч в год.

Вы думаете, что доход в $100 000 или $200 000 в год решает все эти проблемы? Иногда — да, а иногда — нет. Зависит от того, где вы живете. Сан-Франциско, Нью-Йорк или Бостон — это одно, а Джорджия или Миссисипи — совсем другое, ценовые различия колоссальны. Есть места, где можно кое-как свести концы с концами, имея годовой доход в 25 тысяч, а есть такие, где и 250 тысяч — не сильно большие деньги.

Поэтому в Америке надо быть или очень богатым, или вдребезги бедным — настолько нищим, чтобы тебе полагались все халявные блага, которые государство дает обездоленным. Окажешься посередке — провалишься между двумя стульями.

Проваливаются очень многие. Средний класс неуклонно сокращается, богатые становятся все богаче, а бедные — беднее. Один процент самых богатых жителей США владеет 40% всего богатства. Десяти процентам самых богатых принадлежит 76% всего богатства. У 69% населения США сбережения составляют меньше тысячи долларов — считай, что их нет.

В Америке можно видеть такую вопиющую нищету (особенно в городских негритянских гетто или индейских резервациях), подобной которой нет в других развитых странах — только в третьем мире. А на другом полюсе — невероятная роскошь, в которой живут «жирные коты» с многомиллиардными состояниями. Порой им надоедает просто делать деньги (большие деньги размножаются сами), и тогда они идут во власть. В Америке это — власть денег. Для того чтобы быть избранным в конгресс, на пост президента или губернатора, надо или самому обладать громадным состоянием, или мобилизовать пожертвования на избирательную кампанию в размере десятков или сотен миллионов долларов.

Просто так никто денег политикам не дает — доноры требуют взамен льгот для своего бизнеса, престижных должностей для себя и своих ставленников. В госаппарат с помощью денег приходят из бизнеса люди, которым нет дела до интересов страны. А потом из госаппарата они идут обратно в бизнес. В Америке это называют «дверью-вертушкой» между бизнесом и властью. Вчера ты был гендиректором Goldman Sachs или Citigroup, а сегодня ты — министр финансов или глава федеральной комиссии по ценным бумагам и биржам, который «строго контролирует» свою бывшую компанию, а по завершении полномочий туда же и возвращается.

Сытый голодного не разумеет: лучший пример — нынешний президент США. «Трампономика» (включая налоговую реформу 2017 г.) действует в интересах самых богатых, а у бедных хотят отнять последнее — например, льготную государственную медицину. При этом сам Трамп до сих пор не опубликовал свою налоговую декларацию — впервые в истории президент США отказывается это сделать. Во время недавнего шатдауна министр торговли Уилбур Росс, богатейший человек, сказал о лишенных зарплаты госслужащих: не надо голодать, надо пойти в банк и взять заем. Прямо как из анекдота про новых русских...

Именно в этом причина нищеты в Америке — номинально одной из самых богатых стран мира. США — крупнейшая экономика планеты, да и по ВВП на душу населения тоже не аутсайдер: ООН и Всемирный банк в своих таблицах ставят США на седьмое место (Россия в ооновской таблице на 60-м месте, а в таблице ВБ — на 63-м). Но поляризация доходов в Америке куда резче, чем в других развитых странах, а соцзащита — значительно слабее.

Эта картина напрямую связана с коррупцией, которую в США эвфемистически именуют «лоббизмом». Коррупция привела к полному сращиванию государства с большим бизнесом. На противоположном полюсе, полюсе нищеты, коррупция существует в целях выживания: честно прожить на нереально низкую зарплату или жалкие подачки государства невозможно, поэтому бедняки выкручиваются, давая взятки для получения льготного жилья и прочих благ. Владельцы мелких бизнесов типа кафе и магазинчиков дают взятки инспекторам, чтобы можно было не тратиться на выполнение требований директивных органов. Всё как в России, разве что в меньших масштабах.

Эту «американскую трагедию» отражает таблица, которую ежегодно составляет организация Transparency International. Она называется «Индекс восприятия коррупции». Это — рейтинг коррумпированности стран мира, составленный на основе опросов экспертов и бизнесменов. Странам проставляются оценки по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль — самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 — самый низкий.

По итогам 2018 года наименее коррумпированной страной признана Дания (88 баллов из 100). США упали на четыре позиции — теперь Америка на 22-м месте с 71 баллом из 100. Для сравнения: Россия — на 138-м месте с 28 баллами из 100.

Transparency International связывает рост коррупции в США с приходом к власти Трампа: подобно другим авторитарно-популистским лидерам стран Западного полушария (Куба, Венесуэла, Гватемала, Боливия), Трамп открыто злоупотребляет служебным положением и подает пример всем нижестоящим. Конфликт интересов при Трампе стал «новой нормой» — куда уж дальше, если он поручает государственные функции сыну, дочери и зятю, которые ездят по свету и заключают договоренности на благо папиного бизнеса.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27898 от 7 февраля 2019

Заголовок в газете: Бедность — производное от коррупции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру