Сектор Газа зачистили от посредников

Россия и Украина наконец избавились от “РосУкрЭнерго”

“Мы не можем быть рады или не рады, пока не увидели окончательной цены на газ на бумаге” — так на исход “газовой войны” отреагировали в секретариате президента Украины. Прочие украинские политики и политологи оказались не столь сдержанны. Виктор Янукович назвал новую цену на газ для Украины “крахом для экономики”. “Эта договоренность напоминает полное фиаско украинской газово-энергетической политики”, — полагает и Александр Нарбут, украинский эксперт по энергетическим вопросам. Зато впервые за 10 лет схема поставок газа между Россией и Украиной будет осуществляться напрямую — без посредников. “РосУкрЭнерго”, сыгравшее немалую роль в последней “холодной войне”, отправлено “в отставку”.

Имя бизнесмена Дмитрия Фирташа ничего не говорило украинским обывателям еще три года назад. Лишь в 2006 году, когда после подписания договора о поставках газа в Украину при посредничестве “РосУкрЭнерго” депутаты Верховной рады и журналисты двух стран попытались выяснить, кто удостоился чести стать “перекупщиком”, всплыли интересные факты. Было известно, что Россию в новой структуре представляет “Газпром”, которому принадлежит 50% акций “РосУкрЭнерго”, а вот кто представляет Украину — пришлось выяснять долго. И, наконец, всплыл забавный факт — с украинской стороны всем ведают два “физических лица”: бизнесмен Дмитрий Фирташ и банкир Иван Фурсин.

Тут уж интерес разгорелся не на шутку. Выяснилось, что про бизнесмена с богатым “газовым прошлым” фактически ничего не известно… Министр внутренних дел Украины Юрий Луценко обозвал недавно совладельца “РосУкрЭнерго” “хитрым, коварным хищником”. Хотя, если посмотреть, Дмитрий Фирташ — всего лишь любитель рискованных бизнес-операций. Несколько раз он покупал компании-банкроты, бывало, сам банкротил свои компании. Но в результате всегда оставался в выигрыше. Это своего рода “украинский Абрамович”. Не любит “светиться” на публике, избегает интервью. Да и “путь в миллиардеры” у них схож. Оба начинали в молодости с “мелочевки”. Абрамович торговал резиновыми игрушками, Фирташ — маслом и сухим молоком. Сын водителя и бухгалтера с сахарного завода из села Сынькив Тернопольской области (едва ли не самой бедной в Украине) с 17 лет вынужден был пробиваться сам. Начинал с поставок продовольствия. В первой крупной сделке — обмене 4000 тонн украинского сухого молока на партию узбекского хлопка и продаже его в Гонконг заработал “чистыми” $50 тыс. После чего отправился на заработки в Москву. В столице была сильная конкуренция, и Фирташ решил обратить внимание на никому на тот момент не нужные среднеазиатские страны: скажем, безденежная Туркмения в начале 90-х никого не интересовала. Фирташ начал поставлять туда продукты. Туркменбаши в ответ предложил расплатиться… газом. Так и началась карьера будущего “газового барона”.

Туркменский газ Фирташ сначала напрямую продавал Украине, а затем заключил соглашение с российским газотрейдером “Итера”. Когда эта крупная компания — вследствие смены руководства “Газпрома” — сбавила обороты, Фирташ создал компанию Eural TG и принялся качать среднеазиатский газ в Россию и далее в Европу через Украину. Увы, летом 2004-го “Юрал ТрансГаз” пришлось “прикрыть”: минюст США, ФБР и Интерпол начал подозревать ее владельца в связях с Семеном Могилевичем, бизнесменом с неоднозначной репутацией, не так давно арестованным в Москве…

Не забывал Дмитрий Фирташ и о родине. Подобно Абрамовичу, он в свое время решил выгодно “вложиться” в президентскую семью. Он проявлял трогательную заботу о патронируемой супругой президента Людмилой Кучмой партии “Женщины за будущее”. На парламентских выборах 2002 года Фирташ даже фигурировал в списке “Женщин…” на вполне проходном 12-м месте.

Взаимоотношения Фирташа с пришедшими к власти “оранжевыми” поначалу были прохладными. До того дня, как известный в Украине журналист-односельчанин Виктора Ющенко не свел бизнесмена с Виктором Андреевичем. Разумеется, главной темой общения были деньги. “На нужды нарождающейся украинской демократии” Фирташ выделил семизначную сумму. И, говорят, оплатил перелет на инаугурацию Ющенко в Киеве родственников его американской жены. Не оценить благородный порыв президент не мог. “РосУкрЭнерго” с одобрения Ющенко заняло главенствующие позиции в операциях с поставкой российского и среднеазиатского газа в Украину и через ее территорию в страны Центральной Европы.

Схемы, однако, были не столь прозрачными, как хотелось бы. Утвержденная в феврале 2005-го на пост премьера Юлия Тимошенко чуть ли не с первых дней работы “натравила” на RUE самую мощную правоохранительную структуру — СБУ. Однако чекисты во главе с соратником Тимошенко Турчиновым с первой попытки не сумели “сломать позвоночник” ненавистной компании-посреднику. Вернувшись в главный правительственный кабинет, Тимошенко возобновила атаки на RUE. Ей удалось вытеснить с рынка дочернюю компанию “УкрГазЭнерго”, объявив, что следующей “жертвой” будет уже сама “РосУкрЭнерго”.

Фирташ, однако, был готов к противостоянию. Его люди прибрали к рукам 75 процентов украинских облгазов. RUE стала фактическим монополистом на внутреннем газовом рынке, и без собранных облгазами с населения денег национальная акционерная компания “Нафтогаз Украины” оказалась без средств. И не могла рассчитаться с Россией за поставленный газ. В конце декабря именно Фирташ помешал своевременному заключению контракта между НАК “Нафтогаз Украины” и ОАО “Газпром”, обещая газпромовцам 280 долларов за кубометр (в то время как россияне были готовы отпускать украинцам газ за 250).

Теперь компанию Фирташа отстранили от украино-российских газовых доходов. Но украинские облгазы остаются в его ведении. Кроме того, “РосУкрЭнерго” задействован и в транзитных схемах. У “РосУкрЭнерго” контракт с “Газпромом” на экспортные поставки из Украины до 2018 года. Так что RUЕ еще “повоюет”.

Олег Базак, собкор “МК” в Украине, Елена Гамаюн.

Валерий Язев: “Не давать единый газовый вентиль в руки никому”.

По мнению вице-спикера Госдумы и главы Российского газового общества Валерия Язева, главный урок газового кризиса: России необходимы новые альтернативные пути транспортировки голубого топлива.

После российско-украинского топливного недоразумения проекты новых газопроводов встряхнет так, что мало не покажется — даже в нынешней непростой ситуации деньги на продолжение строительства найдутся наверняка. Как рассказал журналистам Валерий Язев, сейчас у России есть несколько крупных проектов. Пожалуй, главные из них — это Северный и Южный потоки: первый протянет трубу на берега Германии, второй — в Болгарию. “Норд Стрим” по планам должен к 2013 году “вытягивать” 55 млрд. кубометров газа, “Зюйд Стрим” — несколько скромнее — 31 млрд. В общей сложности две новые экспортные линии напрямую будут поставлять в Европу до 85 млрд. кубометров. Поставку еще 60 млрд. кубов должен взять на себя газопровод “Алтай”, который пройдет до Китая через Ямал — по этому проекту сейчас идут переговоры. По проекту Прикаспийского газопровода они уже завершены — все соглашения подписаны. Сюда же добавляются планы по экспорту сжиженного газа, трубопровод в Южную Корею. “Возможно, не исключено строительство второй очереди “Голубого потока”, — добавил Валерий Язев. Словом, Россия всеми силами теперь постарается не давать единый газовый вентиль в руки никому.

Нина Кузьмина.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру