Сытый рабочий — грязный Байкал

Альтернативы в России, видимо, нет

Альтернативы в России, видимо, нет
Таких голодовок, как летом прошлого года, на БЦБК больше не будет.
В лучших традициях советских времен, когда передовые прядильщицы и мотальщицы клеймили позором мировую буржуазию, в столицу высадили десант рабочих и чиновников из Байкальска. На этот раз — на защиту олигарха. Ситуация не столь проста. Поскольку, хотя Дерипаска (владелец Байкальского целлюлозно-бумажного комбината) и не получает дохода от БЦБК с момента его остановки, есть во время простоя завода нечего простым россиянам, волею судеб осевшим на берегу жемчужины ЮНЕСКО и общемирового достояния.

Свершилось то, чего ждали жители маленького городка Байкальска и опасались экологи — Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат начал работу. Правда, пока не в полном объеме.  

— 2009 год мы пережили очень тяжело, жители собирались перекрывать трассы, ложиться на рельсы, объявлять голодовки. Но сейчас, после решения правительства, обстановка в городе улучшилась, — заявил журналистам мэр Байкальска Валерий Пинтаев.  

Постановление правительства, подписанное 13 января, разрешило работать комбинату с незамкнутым циклом водооборота, то есть сливать стоки в озеро. Разумеется, после очистки. По словам члена совета директоров БЦБК Аркадия Акимова, сегодня у руля комбината стоит человек, имеющий практический опыт внедрения замкнутого водооборота (без слива стоков), и именно новая команда призвана попытаться реализовать его на производстве. Скоро нынешний менеджмент завода представит на суд акционеров новый бизнес-план. А сейчас БЦБК уже полным ходом принимает на работу некогда бывших сотрудников — 28 января был оформлен уже 1081 человек, и процесс идет дальше. Раньше средняя зарплата составляла здесь 19 тысяч рублей, сейчас — 8—10 тысяч. Но после запуска в полную силу заработки выйдут на прежний уровень, обещает руководство. Что и говорить, жители вздохнули с облегчением — город от комбината зависит чуть менее, чем полностью. “Нам не представляется возможным куда-то уехать. Куда уедут 17 тысяч человек? С маленьким ребенком по своей специальности я нигде работы не найду”, — сетует отбельщик БЦБК Анна Грошикова журналистам.  

Защитники природы, впрочем, по-прежнему намерены обращаться к президенту с просьбой запретить работу комбината, который загрязняет природное чудо — озеро Байкал. Однако, по мнению зампреда комитета РСПП по природопользованию и экологии Юрия Максименко, БЦБК это далеко не корень зла: “Помимо Байкальского комбината рядом с озером и вдоль рек, впадающих в него, располагается тысяча предприятий, которые влияют на экологию Байкала. Но об этом все молчат. Лично я наблюдаю за ситуацией не первый год и могу сказать: ни разу БЦБК не действовал вне рамок правового поля”. Действительно, “вредных” предприятий масса. Те же металлургические производства в Петровско-Забайкальском и т.д.  

Между тем городская администрация вместе с другими моногородами на днях презентовала правительству проекты по созданию альтернативных рабочих мест. Занять людей собираются в туристическом бизнесе, производствах по переработке клубники, разливе байкальской воды и строительстве оздоровительного комплекса. Юрий Максименко охладил инициативный пыл: “Условия в крае достаточно суровые, туристический бизнес востребован в течение очень короткого сезона, байкальскую воду постоянно пить нельзя. Словом, возможности для перепрофилирования города крайне ограничены”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру