В региональном кармане блоха на аркане

Долги субъектов Федерации выросли за 12 месяцев на четверть

В последнее время стало модным рассуждать о непомерных долгах регионов, что скоро якобы доведут российские территории до сумы. Если бы с региональными финансами все было так просто, мы были бы самым счастливым государством на свете.

Долги субъектов Федерации выросли за 12 месяцев на четверть

На сентябрь 2013 г. совокупный долг субъектов Федерации составлял 1372,5 млрд рублей (прирост к августу прошлого года — 22%). Кое-где региональные долги вплотную приблизились к 50% доходной части территориальных бюджетов, а по Бюджетному кодексу предельный объем регионального долга не может превышать половину общего годового объема доходов бюджета субъекта (без учета безвозмездных поступлений). Еще чуть-чуть — и все благие намерения федерального центра по исполнению «майских указов» и прочих «новаций» должны полететь в тартарары.

Впрочем, с региональными долгами ситуация более или менее понятная. Во-первых, в основном это кредиты коммерческих банков, как правило, под проценты, «случайно» значительно превышающие рыночные ставки. Во-вторых, займы эти чаще всего брались для финансирования «интересных» местному руководству региональных программ.

Только не нужно вешать коррупционную лапшу на общественные уши, будто банковскими деньгами выплачивались зарплаты бюджетникам: строительство подобных «зарплатных» пирамид непременно доведет глав регионов до цугундера. В итоге впереди у региональных «ротшильдов» беседы «с пристрастием» с представителями заинтересованных ведомств, а у Минфина — реструктуризация долгов при помощи государственных ценных бумаг. Круг замкнулся.

«Доноры» идут ва-банк

Тем не менее социальные расходы регионов растут опережающими все мыслимые пределы темпами — и виной тому в значительной степени те самые «майские указы», не подкрепленные соответствующим расширением источников доходов. Указы, крайне важные для повышения уровня жизни тех, кто избрал своей жизненной миссией служение государству и обществу. Кому как не регионам увеличивать доходы тех, кто трудится в региональных и муниципальных бюджетных учреждениях.

В то же время делегировать регионам почетную обязанность по исполнению указов без необходимого на то финансового подкрепления — означает фактическое замораживание прочих актуальных для регионов и муниципалитетов программ, таких как модернизация ЖКХ, строительство и ремонт автодорог или обновление противопожарной техники.

Если кто-то по наивности думает, что в России остались профицитные регионы, тот глубоко ошибается. Дефицитны все, даже нефтегазовые закрома Родины. Для примера возьмем проект бюджета ХМАО-Югры на 2014 г., региона, у которого все сырьевые поступления давным-давно забрали в Центр: доходы — 166,4 млрд рублей, расходы — 187,5 млрд рублей, дефицит — 21,1 млрд рублей, или 11,3% расходной части бюджета. Причем если общий уровень расходов увеличится всего на 5,9%, то расходы на образование (27,6% всех расходов окружного бюджета) — на 31,1%, на здравоохранение (25,8%) — на 15,4%, на прочие направления социальной политики (16,1%) — на 10,8%. Зато расходы на ЖКХ снизятся почти в два раза (на 44,6%).

Чтоб было понятно, как исполнение «майских указов» бьет по региональному бюджету: в 2014–2016 гг. объем средств на повышение зарплат бюджетников вырастет в Югре с 16,0 млрд до 27,0 млрд рублей. Без малого на 70%. Лихо.

Доходов не хватает, и региональные бонзы — не в силах в чем-либо убедить Центр — идут ва-банк (в банки). В Югре, по сведениям вице-спикера Тюменской облдумы В.Сысоева, это уже привело к возникновению дыры в 12 млрд рублей, заткнуть которую региональное правительство смогло, заняв около 13 млрд рублей в Сбербанке и Ханты-Мансийском банке. Впрочем, полно жалеть «нищих» глав регионов.

Повторюсь — катастрофы пока нет, но если в ближайшее время кое-что не подкрутить в «консерватории», беда неминуемо наступит.

Поправки и ставки

Бюджет любого региона формируется за счет федеральных и региональных налогов (в основном налогов на прибыль, имущество организаций, на доходы физлиц), местных налогов (налога на имущество граждан и земельного налога), а также неналоговых поступлений. Прошерстим некоторые статьи.

По Налоговому кодексу (НК РФ) основная ставка налога на прибыль составит в следующем году 20%, из которых 2% зачисляется в федеральный бюджет, а 18% идет в бюджеты субъектов Федерации. В Югре налог на прибыль в 2014 г. должен составить 71,8 млрд рублей. При условии, что в следующем году темпы экономического развития будут схожими с нынешними. То, что лафа с доходами кончилась, ясно уже сейчас — в августе этого года поступления от налога на прибыль по стране в целом составили всего 89% от прошлогодних (прибавьте сюда инфляцию).

Если бы в следующем году в бюджет ХМАО шли не 18%, а все 20% налога на прибыль, в абсолютных величинах (при прочих равных, само собой) это составило бы 79,8 млрд рублей, а дефицит бюджета сократился сразу на 8 миллиардов, или на 37,9%.

Что мешает правительству и Госдуме принять поправку в НК РФ? Ничего. Но, видимо, проще разглагольствовать а-ля И.Шувалов на Всемирном экономическом форуме в Москве 20 октября этого года: «Время пришло действительно дополнительные (финансовые. — Н.К.) полномочия передавать». Пришло — передавайте, чего ж медлить.

«Югра — нефтяной оплот державы, нефтяники, если что, помогут», — вновь заблуждается обыватель. Вот что такое «помощь» на практике: по данным депутата Думы ХМАО Е.Маркова, в последние годы налоговые льготы(!) для нефтяников составляли в регионе порядка 20 млрд рублей, при этом не выполнены целевые показатели, ради которых эти льготы предоставлялись. Добыча нефти сокращается примерно на 3 млн т в год, среднесписочная численность занятых на предприятиях нефтегазового комплекса в 2009–2012 гг. уменьшилась со 150 до 120 тыс. человек, степень износа основных фондов колеблется вокруг 60%, растут лишь дивиденды.

Что такое 20 млрд рублей льгот для бюджета ХМАО? Это практически весь дефицит бюджета. Однако высшее руководство страны реагирует на призывы ликвидировать льготы малообъяснимым «Ищите резервы!». Ладно бы, если налоговые преференции касались исключительно нефте- и газоносных территорий. Так нет — подобные практики цветут везде, где присутствуют интересы российских олигархов.

С кем власть когда-то заключила неформальный брачный контракт «деньги в обмен на лояльность» — с народом или олигархами? А может, наши записные либералы, обожающие при каждом удобном случае посмаковать эту конспирологическую версию, сами на подкормке у олигархов и своими высказываниями отводят удар от «хозяев»?

О дивидендах. Мы много раз публично выражали свое, мягко скажем, несогласие с исключением Кипра из минфиновского Перечня офшорных зон и, соответственно, с налогообложением дивидендов, причитающихся «прокладкам» с солнечного острова, по ставке 5% (при условии, что эти «тампаксы» на протяжении последнего года непрерывно владели не менее чем 50% уставного капитала на сумму не менее 500 млн рублей).

Причем если с каким-то государством у России нет договора об исключении двойного налогообложения, ставка налога на дивиденды для компаний из этих стран составляет 0 (ноль) %. Замечу, что российские компании при получении дивидендов уплачивают налог по ставке 9%, а иностранцы, не владеющие контрольным пакетом на сумму более полумиллиарда рублей, — все 15%. И что? Кто-нибудь на «верхнем уровне» озаботился этой налоговой вилкой? Нет. Не хотите, чтобы налог на дивиденды оставался в регионах, — сделайте дополнение в НК РФ, но 2% от налога на прибыль территориям отдайте.

Сколько было говорено об отмене возмещения НДС по экспортным поставкам сырья. Сегодня общая сумма НДС, возмещаемая «тощим» нефтяникам и газовикам, давно перевалила за триллион рублей. Что для правительства важнее — удовлетворение интересов общества или наполнение карманов государевых и частнопрактикующих олигархов?

Финты ушами

Все вышесказанное понятно только для нас с вами. Для чиновников, скованных общими материальными предпочтениями с «капитанами бизнеса», это крайне мерзко и противно. Скорее всего «мы пойдем другим путем».

Финт номер один: введение прогрессивной шкалы подоходного налога. Общество двумя руками «за», и власть пойдет навстречу «пожеланиям трудящихся». Только рост налоговой ставки начнется не с миллиона или на худой конец 100 тыс. рублей ежемесячного дохода, а тысяч так с 30 (в сентябре этого года среднемесячная номинальная начисленная зарплата составила 29 811 рублей).

Финт номер два: привлечение занятого населения к финансированию государственных социальных страховых фондов. Подумать только, Россия — единственная страна в Европе, где работники освобождены от обязанности платить страховые взносы! Даже в Беларуси трудящиеся перечисляют 1% от зарплаты в виде взносов. А мы чем хуже?

Финт номер три: количественное, а главное, качественное снижение финансирования основных региональных программ. Под раздачу могут попасть: в сфере здравоохранения —стандарты медпомощи, обеспечение питанием нуждающихся, изготовление и ремонт зубных протезов. В сфере поддержки семей с детьми — единовременные и ежемесячные пособия вплоть до отказа от некоторых из них, компенсации за ЖКУ, финансирование детского отдыха. В сфере помощи пожилым — «пенсионные» доплаты, субсидии на оплату пользования жилыми помещениями, программы компенсации транспортных расходов.

Было бы здорово, если бы эти «пророчества» оказались пустыми страшилками. Но мы верим в наше государство, оно еще и не такое может.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру