Бизнес за 5 недель

Москвичам показали, как из мечтателя стать предпринимателем

01.12.2013 в 21:15, просмотров: 3652

Как сказал бы Александр Сергеевич, «их пример — другим наука». Но скучать — точно не придется. Зрители первого российского реалити-шоу о бизнесе могут следить за тем, как пять смелых москвичей пытаются с нуля запустить каждый свое дело: семейное кафе; услуги панорамной, сферической видеосъемки; детский развивающий центр; мобильное обучающее приложение для самых маленьких; сервис электронных меню на планшетах для ресторанов. Месяц и одна неделя — ровно столько отводится героям проекта «Вызов», чтобы воплотить мечту в реальность.

Бизнес за 5 недель
фото: Геннадий Черкасов

— Мысли о такой программе были давно, — рассказывает генеральный продюсер телеканала РБК Глеб Шагун. — Хотелось сделать реалити-шоу, но в деловом формате: с информацией по существу, без придумок, о конкретной помощи предпринимателям. И тут наши желания совпали с желаниями Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, который выступил партнером проекта.

Эфир три раза в неделю, по 20 минут. Каждый «сеанс» начинается с лекции конкурсантам от бизнесменов, которые свое место под солнцем уже отвоевали: владелец сети кофеен Евгений Коган; основатель цепочки имидж-лабораторий Игорь Стоянов; «реаниматор убыточных компаний», владелец розничных и ресторанных сетей в стране и за рубежом Дмитрий Потапенко; «человек-ракета», эксперт в области мобильных технологий Леонид Бугаев… Далее — домашнее задание от бизнес-тренеров (сделать конкретный шаг для развития собственного дела), и оценки и комментарии жюри. Персоны известные: столичный министр Алексей Комиссаров (в свое время открыл Тверской лакокрасочный завод по производству автомобильных и индустриальных красок, а его первая компания стартовала еще 20 лет назад, в 93-м), создатели салонной сети «Моне» Александр Глушков и «SPLAT-косметики» — Евгений Демин.

— За 15 серий не просто сформировать «маршрут предпринимателя». В вузах на это уходит пять лет, — поясняет Глеб Шагун. — Но все-таки наши бизнес-эксперты постарались выстроить такую образовательную схему, чтобы зрители понимали, в каком порядке надо действовать и какие минимальные компетенции необходимы, если хочешь пройти путь от идеи до потребителя («позиционирование на рынке», «изучение конкурентов», «поиск ресурсов»). И герои этому следуют. Почти все, что мы показываем, происходит в режиме реального времени. В целом стартовать можно за два-три месяца.

■ ■ ■

Герои. По словам создателей шоу, для поиска и отбора участников они задействовали многотысячные предпринимательские сообщества «Люди будущего» и «Зворыкинский проект». Начинающих предпринимателей, которые согласились развивать свой проект «по курсу» и под присмотром команды менторов, набралось несколько сотен. После конкурса одноминутных презентаций в YouTube и кастинга осталось 5 финалистов. Оценивали «адекватность личности предпринимателя», раннюю стадию проекта, отрасль, гендерный и возрастные факторы, мотивированность.

«У меня нет потребности развивать в себе уверенность, я просто беру и делаю», — сообщает одна из героинь 36-летняя Ольга Виссер, учитель информатики по образованию. (С рождением сына Ольга занялась разработкой обучающих интернет-приложений для детей от 3 месяцев.) «Для меня участие в проекте — это вызов собственной лени», — признается 52-летний Владимир Васильев, профессиональный фотограф, увлеченный сферическим видео (запись 360 градусов). 27-летняя Наталья Игонина, несмотря на то, что является одной из самых молодых конкурсанток, еще и одна из самых деятельных: выпускница педуниверситета, мама двоих малышей, создает сеть детских центров с йогой, психологической помощью, занятиями для родителей.

По итогам общения с москвичами телевизионщики пришли к выводу: «Потенциал в столице большой, заниматься собственным бизнесом мечтает примерно каждый третий. Но не хватает примеров и историй успеха людей из народа. Пока бытует мнение, как в анекдоте: «Как я стал миллионером? Купил яблоко за доллар, продал через улицу за два. Потом купил два яблока и продал за четыре. Ну а через год умерла моя бабушка и завещала мне миллион». Мы хотим показать, что могут быть и другие сценарии».

Наставники, менторы. Одни обаятельны и заразительны, другие вкрадчивы и поучительны, третьи прямолинейны и критичны, рушат все иллюзии. Пару раз у конкурсанток глаза начинают блестеть от слез, но кто сказал, что будет легко? Вот и первый урок от мэтров — о том же: какие страхи терзают в начале пути и что с ними делать? Впереди жесткий тренинг о конкуренции — пора «снимать корону с ушей» и изучать тех, кто вокруг: «Первое правило гуру маркетинга Филиппа Котлера — человек покупает не сверло, а дырку в стене, то есть решение проблемы. Так что хватит говорить: «Уникальный продукт», — скажите, что вы делаете такого, чего не делают другие? Со времен Адама не существует уникальных продуктов, существуют удовлетворенные потребности!» Далее мастер-класс про эмоции и легенды, которые должны ассоциироваться у покупателя с конкретным брендом. Потом учат финансовой грамотности: «При запуске бизнеса надо понять, сколько вам понадобится средств через месяц, через полгода, какой будет самая глубокая точка. Если своих денег мало, откажитесь от «понтов» — не надо вначале ни офиса, ни крутого компьютера и сайта, заведите бесплатно одну страницу с описанием продукта и номером телефона».

Жюри. Какое шоу без оценок, но главное — экспертиза, возможность всем начинающим предпринимателям посмотреть на свои действия со стороны и сделать работу над ошибками. «МК» узнал у Александра Глушкова несколько полезных советов для предпринимателей:

— Мы входим в более конкурентное время, когда только интуиции недостаточно. В индустриях (тот же ресторанный бизнес, частное образование, мобильные приложения) сформировались ведущие игроки, которые задают высокий уровень стандартов. Это не значит, что их не нужно атаковать, особенно в свободных нишах. Просто требования сегодня выше и нужно им соответствовать, чтобы выжить! Знание элементарных азов бизнеса необходимы, а лучше иметь опыт работы в больших корпорациях, где хорошо налажены бизнес-процессы.

По статистике до 5 лет не доживает 80% компаний, а до 10 лет доживает только 4%. Уровень новичков оценить сложно, это покажет время. У каждого предпринимателя в начале пути свой хаос. Когда я открывал первый салон, конечно же, я не знал бизнес так, как сегодня, и был большим романтиком. Но у меня всегда были высокие амбиции и внимание к деталям, которые постепенно превращали хаос в систему. Я выдавал большое количество идей в единицу времени и обязательно лучшие из них внедрял! Количество переходит в качество.

Никакого возрастного ценза для успешных бизнес-начинаний нет.

Это может быть история человека, который проработал 25 лет в корпоративном мире и стал предпринимателем в 45, чтобы лучше контролировать свое будущее, и точно так же — студента, бросившего университет, поскольку понял, что хочет реализовать свою бизнес-идею.

Посмотреть выпуски передачи можно по ссылке http://rbctv.rbc.ru/archive/vyzov_biznes_reality.



Партнеры