Миром движет торговля

Сотни малых компаний столицы намерены активизировать межрегиональное и международное сотрудничество

30 марта 2014 в 20:00, просмотров: 2954

По оценкам Минэкономразвития РФ, степень вовлеченности российских небольших предприятий в экспорт крайне низка: из примерно пяти миллионов малых и средних компаний в стране всего 25–30 тысяч поставляют товар на зарубежные рынки. Почти год назад, открывая московский Центр поддержки экспорта, чиновники отмечали, что именно такие региональные организации могут изменить ситуацию. «МК» выяснил, как работает сегодня столичный центр, какие услуги предоставляет предпринимателям и повлияли ли международные санкции в отношении России на его деятельность.

Миром движет торговля
фото: Наталия Губернаторова

— Менее чем за год более 600 московских компаний побывали в городах России и за рубежом в рамках проекта «Бизнес-марафон», а за консультациями по вопросам внешнеэкономического сотрудничества в центр обратились более двух тысяч раз, — подводят первые итоги специалисты ГБУ «Малый бизнес Москвы».

И активность со стороны городского бизнеса, по их словам, только растет. Среди стран, где также с интересом относятся к российскому производителю, в первую очередь государства Таможенного союза (Белоруссия и Казахстан), участники СНГ, Польша, Чехия, Германия, далее следует остальная Европа и Азия.

Как отмечают кураторы, у москвичей бывают действительно уникальные предложения (в той же сфере высоких технологий). А при таких обстоятельствах интересы бизнеса оказываются сильнее политических перипетий. Но и в традиционных отраслях, где, казалось бы, есть признанные мировые лидеры, наши предприниматели готовы побороться за потребителя. Так, сейчас одна московская мебельная компания готовится к выходу на рынок Италии.

Что касается успехов москвичей в российских регионах, например, на этот год встречи должны охватить порядка 40 субъектов РФ.

— Конечно, компания должна здраво оценивать свои возможности: проще продвигать продукцию, когда фирма уже закрепилась на столичном рынке, — комментирует ведущий специалист Центра поддержки экспорта Москвы Анна Сухорукова. — Иностранные партнеры обращают внимание на опыт предприятия, могут проверить достоверность презентации. Надо иметь соответствующую сертификацию и хотя бы одного человека в штате, который будет заниматься вопросами экспорта и языковой поддержки.

В центре готовы бесплатно оказать помощь предпринимателям на первых этапах. Достаточно зарегистрироваться на сайте центра, чтобы компания смогла свободно получать информацию о профильных программах и мероприятиях. Допустим, о поездках бизнес-марафона.

Как правило, речь идет об одно-трехдневной «командировке» при участии от 3 до примерно 20 бизнесменов (зависит от формата поездки). Предприниматели оплачивают только билеты и проживание в стандартной гостинице, а оргработу полностью берет на себя московское правительство. Делегаты прибывают, встречаются с представителями местной администрации, могут пройти полезный семинар по работе в регионе, презентуют свои проекты потенциальным партнерам, посещают предприятия во время технологического тура.

— Чтобы попасть в бизнес-марафон, компания заполняет заявку по ссылке на сайте www.mbm.ru, раздел «Экспорт», и указывает интересующий регион, — уточняют специалисты. — После этого мы собираем презентационные материалы: каталоги, образцы, прайс-листы, — и центр начинает искать подходящих партнеров на различных рынках. Допустим, машиностроителям стоит отправиться в Челябинск, по текстилю — в Иваново, Кострому, по хладооборудованию — во Владивосток, Мурманск. Когда компания приезжает, ее уже ожидают для конкретных переговоров. Таким образом, предприниматели избавляются от многих и финансовых, и административных нагрузок и получают уникальную возможность в сжатые сроки оценить потенциал региона с точки зрения продаж, размещения там своих производств. Мы обеспечиваем первичные маркетинговые исследования, перевод, рекламу. К тому же работа через госорганы и спецсети сводит к минимуму риск попасть на недобросовестного партнера. Зарубежные бизнес-миссии готовятся при Минэкономразвития РФ. Город заинтересован в развитии столичных компаний, экономики в целом, импортозамещении.

Одна и та же компания может воспользоваться программой бизнес-марафона несколько раз. Главным показателем успешности проекта организаторы считают позитивные отзывы от малого бизнеса: «Если бы не было выгодно, к нам бы не записывались, — замечают они. — Тем более когда речь идет об очень занятых людях, которые знают цену времени и часто даже в отпуске себе отказывают».

Практически с любым вопросом по экспорту компания может обратиться по почте export@mbm.ru и получить бесплатную квалифицированную помощь.

— Консультации в центре ведут специалисты с опытом работы в зарубежных компаниях, — уточняет Анна Сухорукова. — Так что оказываем поддержку и в составлении международных договоров; и в таможенном сопровождении; и в подготовке презентации компании на английском языке. Если надо, сориентируем, в какие специализированные организации обратиться, как решить вопросы с патентованием, налогообложением, принять участие в международных выставках. Раз-два в месяц проводим бизнес-семинары.

К лету Центр поддержки экспорта Москвы планирует запустить электронную версию навигатора для предпринимателей по регионам РФ и странам Европы. С его помощью бизнесмены смогут оперативно ознакомиться с маркетинговыми исследованиями различных рынков и найти нужные контакты.

СПРАВКА "МК"

Обратиться в Центр поддержки экспорта могут малые и средние компании Москвы, занятые выпуском собственной продукции: необязательно «осязаемой» (микроэлектроники или медоборудования), но также программного обеспечения, дизайн-проектов — всего, что имеет шансы продаваться на региональных и зарубежных рынках. Услуги центра делятся на два главных направления: во-первых, это организация деловых поездок столичных предпринимателей в регионы и за границу, чтобы найти партнеров. (Центр работает со всеми торгпредствами России, а кроме того, имеет доступ к международной сети поддержки предпринимательства Enterprise Europe Network.) Второй блок услуг — консультации и бизнес-сопровождение (от помощи переводчика на переговорах до семинаров по возврату НДС).



Партнеры