БОЛЬШОЙ ПЕРЕДЕЛ В БОЛЬШОМ

30 августа 2000 в 00:00, просмотров: 673

То, что произошло в Большом театре в последние дни, вполне вписывается в августовские катаклизмы России. Но, к счастью, в бывшем Главном Императорском театре пока обошлось без жертв. Предыстория О том, что в Большом театре надо что-то менять, заговорили уже через пару лет после назначения на пост главы ГАБТа Владимира Васильева. Сначала предлагался такой триумвират: Александр Лазарев (главный дирижер), Владимир Атлантов (художественный руководитель), Александр Ворошило (директор). Кандидатура Александра Ворошило, в прошлом солиста Большого театра, а ныне весьма удачливого бизнесмена, казалась удачной альтернативой непотопляемому директору театра Владимиру Коконину. Имя Александра Лазарева, уже имевшего опыт пребывания на посту главного дирижера ГАБТа, также не раз всплывало в связи с грядущими переменами. Однако, когда из Большого, к великому огорчению Владимира Васильева, был изгнан маэстро Петер Феранец, полностью разваливший оркестр театра, на его место неожиданно был приглашен Марк Эрмлер. Он внес свою лепту в окончательное усыпление оркестра, достигшее тихой кульминации в последней премьере театра — "Русалке" Даргомыжского. Когда вопрос о смене руководства ГАБТа встал ребром, добавились уже новые кандидатуры: Евгений Светланов и Геннадий Рождественский. Из всех троих наиболее реальной стала кандидатура Рождественского. Светланов, только что уволенный Михаилом Швыдким с поста худрука Госоркестра, вряд ли мог получить должность из его же рук. Последние события Перестановки, которые произошли в последние дни в духе высокой государственной секретности, могут принести впоследствии самые неожиданные результаты. Итак, отныне указами президента Большой театр: 1) переходит в ведение Министерства культуры; 2) ныне существующие должности заменяются на почти такие же, но с другим названием; и, наконец, 3) генеральным директором-администратором назначен Анатолий Иксанов, мало кому известный высокий чиновник, но хорошо известный тем, кому надо. Его заместителем по художественной части, возможно, станет прославленный дирижер Геннадий Рождественский. В пору блистательного начала своей карьеры Рождественский уже работал в Большом. Сначала дирижером-стажером, а в 34 года стал главным дирижером. У него колоссальный международный авторитет. Имеет много контрактов в зарубежных театрах. Коллеги характеризуют его как умного и, что немаловажно, остроумного человека, способного на неожиданные идеи. Так, несколько лет назад всемирно известный дирижер на полном серьезе готовился сыграть в драматическом театре роль кота Бегемота в спектакле "Мастер и Маргарита". Он обсуждал это в деталях с руководителем театра "Эрмитаж" Михаилом Левитиным, репетировавшим тогда булгаковского "Мастера". И вот в пору зрелости и мудрости (сейчас Рождественскому 69 лет) он вновь приходит в Большой. Нам удалось связаться с Геннадием Рождественским по телефону. Маэстро подтвердил правомочность информации о его возможном назначении на пост арт-директора ГАБТа. — В настоящий момент, — сказал он, — ведутся переговоры между мной и Министерством культуры относительно предложенного мне поста художественного директора Большого. О результатах пока говорить рано. Театр находится в сложной ситуации, существует комплекс проблем, которые в данный момент и обсуждаются. — Но у вас есть творческий настрой на то, чтобы занять эту должность? — Да, такой настрой есть. — Вы ставите министерству какие-то условия? — Конечно, у меня есть некоторые условия творческого и организационного порядка. — В случае положительного результата ваших переговоров с Минкультом намерены ли вы провести реорганизацию в руководстве театра, например, в отношении поста главного дирижера? — Пока ничего конкретного об этом сказать не могу. Более определенно на эту тему можно будет говорить после переговоров, которые продлятся не более трех-четырех дней. Хотим напомнить, что проблема, из-за которой Светланов был вынужден покинуть свой пост в Госоркестре, — большая занятость за рубежом — может стать аргументом и против Рождественского. Рождественский имеет контрактные обязательства с зарубежными партнерами. Найдет ли он время для ежедневной работы с труппой Большого театра? А она сейчас нуждается в этом так же, как слабая футбольная команда в каждодневных тренировках. Если с новым художественным руководителем более-менее все ясно, то с его возможным генеральным директором-администратором — полная неизвестность. Кто же такой Анатолий Иксанов, прибывший в Первопрестольную из Петербурга? Как нам удалось узнать, г-н Иксанов свою административную карьеру начал строить в Большом драматическом театре им. Горького, в тот период, когда его еще возглавлял великий Георгий Товстоногов. Он прошел путь от простого администратора до директора театра. Последние несколько лет работал вместе с Кириллом Лавровым. Мы связались с Кириллом Юрьевичем, который в этот момент находится на своей даче под Санкт-Петербургом. Новость о том, что его бывший директор возглавит Большой, не вызвала у него удивления. Кирилл Лавров: — Разговоры эти ходили давно. Так что... Ну что я могу о нем сказать? Это очень интеллигентный, образованный человек. В свое время он выиграл конкурс на поступление в Школу менеджеров США. Учился этому делу в Швейцарии. Он сыграл большую роль в организации благотворительного фонда нашего театра. Лавров дал самые лестные характеристики будущему директору Большого театра, особо подчеркнув, что тот никогда не был запачкан в денежных делах. А для Большого театра, о финансовой деятельности которого слагались легенды, это более чем актуально. Народ безмолвствует Труппа Большого театра пребывает в полном недоумении. Пока все сведения артисты черпают из СМИ. Марк Эрмлер находится на гастролях в Корее, и неизвестно, знает ли он о случившемся. Артисты, заходящие в театр, не получают никакой информации. Впрочем, нельзя сказать, что она их сильно тревожит. Уже давно творческая жизнь всех слоев труппы, от миманса до "звезд", никак не зависит от властей предержащих. Дистанция слишком велика. Никто ничего не ждет, потому что уже не раз ждали и ничего не получали. Мнение многих артистов сводится к одному: менять руководство бесполезно. Пока театр будет влачить нищенское существование, вокруг него будут собираться случайные люди, преследующие свои личные, далеко не всегда творческие цели. Кто-то материальные, кто-то амбициозные. Комментарий "МК" Сбор труппы назначен на 1 сентября. Много нового узнает для себя коллектив. То-то будет радость. Но не стоит забывать, что Большой театр — это не храм искусства, а прежде всего большая политика. И переход Большого под крышу Министерства культуры — важный политический шаг. Что это? Возврат в недавнее советское прошлое или прорыв в будущее? Во всяком случае ход, сделанный министром Швыдким (или с его подачи), — стратегически точный. Министерство без главного театра страны — все равно что "Титаник" без легендарной гибели. Для того чтобы стать полноценным министерством, ему нужно чем-то реально обладать. А иначе он просто нищая сторожка, обитателей которой будут подкармливать копейками. А вот когда у тебя много-много всего, то это уже значимо. Теперь ясно, что перевод Госкино под юрисдикцию Минкульта был первым шагом к концентрации объектов в одних руках. И никакие походы самых именитых кинематографистов к Путину ничего не изменили. Госкино у Минкульта. И вот теперь так же тихо, но, естественно, при самой мощной поддержке президента Большой тоже отходит к Минкульту. Другие шаги президента также говорят о том, что он хочет вернуть государству то, что ему когда-то принадлежало по праву. Насколько это хорошо будет — покажет время. P.S. На днях художественный руководитель ГАБТа Владимир Васильев отправил министру культуры телеграмму примерно следующего содержания: "Можете себя не утруждать личными объяснениями и выражениями соболезнования."



Партнеры