РАМА И КРИШНА С УЛИЦЫ ПРИШВИНА

28 сентября 2000 в 00:00, просмотров: 392

По данным Министерства образования, в позапрошлом году в российские школы разом записались 5232 пятилетних малыша. В прошлом — уже 13458! По прогнозам специалистов (данные по 2000 году сейчас только обрабатываются), в этом году эта цифра окажется больше минимум в полтора раза. В основном в школу запихивают 5-летних мальчиков — родители боятся введения 12-летки, и таким образом пытаются обезопасить своего отпрыска от призыва в армию прямо со школьной скамьи. Впрочем, достается и девочкам: в наше время многие родители почему-то считают: чем раньше отправишь ребенка в школу, тем удачнее сложится его карьера. Конечно, все это делается исключительно во благо детей. Только никто не учитывает, что в 5 лет малыш абсолютно не готов (за редким-редким исключением) сесть за парту. Как и наши школы не готовы такую малышню принимать. Самому молодому московскому первокласснику — Раме Радагору — недавно "стукнуло" четыре года! Этого не совсем обычного мальчика корреспондентам "МК" удалось отыскать в самой обыкновенной московской школе №960 в Бибиреве на улице Пришвина. Там же грызет гранит школьной науки и старший брат Рамы — пятилетний Кришна Радагор, и делает он это уже во втором классе. В бибиревскую школу оба малыша поступили накануне первого сентября. Собрав все необходимые документы, родители отвели Кришну и Раму в школу на обычное в таких случаях тестирование. На успех особенно не рассчитывали, но малыши не подвели. Кришну готовили к школьной жизни практически с пеленок. Для этого его отец нанял двух девушек, студенток педагогического университета, и начал натаскивать сына по школьной программе. Читать он научился в три года, считать чуть позже. У Кришны появились даже любимые книжки. До сих пор он балдеет от (на минуточку!) Кастанеды и Льюиса Кэрролла. Вот так. Правда, русских народных сказок, на знании которых построено обучение в начальной школе, Кришна в глаза не видел. Во время тестирования, рассматривая картинку — иллюстрацию к сказке про Курочку Рябу, мальчик принял золотое яичко за солнышко. По данным Федерального центра Госсанэпиднадзора РФ, на сегодняшний день лишь 40% 6-летних детей по биологическому развитию дотягивают до своего "паспортного" возраста. Специалисты утверждают, что у детей, начавших учиться с 6 лет, позже сменяются молочные зубы, чаще наблюдаются заболевания нервной системы. Что уж тут говорить о 5-летних школьниках... Младший Рамушка начал быстро догонять братца в учебе. По итогам тестирования оказалось, что Кришна в свои пять лет программу первого класса усвоил полностью, а Рама частично — на уровне первой четверти. В результате мальчиков в школу приняли: старшего — во второй класс, младшенького — в первый. За месяц, который прошел с начала их школьной жизни, мальчики худо-бедно освоились в новом коллективе. Одноклассники, разница которых в возрасте с братьями составляет около трех лет, как могут, опекают малышей: водят их в столовую, помогают завязывать шнурки, разве что сопли не вытирают. Но все равно, для обычной общеобразовательной школы обучение братьев Радагор — настоящий эксперимент. — Каковы бы ни были знания, усвоенные пятилетним ребенком, — говорит учительница старшего из братьев, Анна Балыбердина, — от физиологии мы никуда не денемся. Несмотря на все результаты, которые Кришна показывает во время обучения, он продолжает оставаться пятилетним ребенком. Он общается как пятилетний, ведет себя как пятилетний, утомляется на уроках раньше, чем остальные. С учебой у него проблем вроде бы пока нет. Плоховато идут только рисование и труд, где мы иногда лепим из пластилина, и это тоже связано с физиологией. Просто рука пятилетнего ребенка для второго класса недостаточно развита. Еще малыша подводит незнание элементарных организационных правил урока — ему пока трудно разобраться в количестве клеточек, которые нужно оставлять для полей в тетрадях, и в других подобных вещах. У Рамы дела с учебой обстоят чуть-чуть похуже, чем у брата. — Он еще очень и очень маленький, — говорит Надежда Крючкова, учительница младшего из братьев. — С ним сложнее, чем с другими первоклассниками. Ему всегда приходится уделять больше внимания, чем остальным детям. Когда я обращаюсь к классу, Рама меня не слышит, ему нужно все повторять персонально. Потом и развитие речи у четырехлетнего ребенка ни в какое сравнение не идет с развитием речи семилеток — ему еще сложно выражать свои мысли, мальчику явно не хватает для этого словарного запаса. — Я немного опасаюсь за психику ребят, — волнуется завуч 960-й школы Валентина Юрьевна Белковская, — пока еще неизвестно, выдержат ли они школьный ритм. Как бы не случилось срыва. К концу первой четверти мы обязательно обследуем наших маленьких подопечных, чтобы удостовериться, что с ними все в порядке. Что будет дальше — посмотрим. — Министерство образования сейчас больше увлекается глобальными экспериментами вроде введения двенадцатилетней школы, — считает председатель Совета по федеральным экспериментальным площадкам Министерства образования РФ Александр Адамский. — Но мне кажется, что внимание реформаторов направлено, мягко говоря, не туда. Сейчас все усилия, все деньги, которые есть у министерства, надо направить на дошкольное звено. Нужно вернуть ребенка в детский сад. У нас 50% детей не посещают дошкольные учреждения. Это очень плохо. Если в разваленную школу, где нет соответствующих условий, будут отдавать пятилеток с неоформившимся психическим состоянием, с непрожитым дошкольным возрастом — это будет угрозой и интеллектуальному, и всякому другому потенциалу нации. По словам директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Безруких, 5-летний ребенок может высидеть за партой не более 20 минут. В обычных школах длительность урока у первоклассника составляет 40 минут, и таких уроков бывает не меньше четырех в день. В результате к декабрю у детей происходит общее ухудшение состояния организма: ухудшается сон, падает аппетит, развиваются неврозы, ухудшается память... Срок начала обучения в школе не прописан ни в одном законе Российской Федерации, ни в одном постановлении правительства. Больше того, по закону этот срок даже нельзя регламентировать: выбор возрастного порога для первоклассника — прерогатива учебного учреждения. Так что не исключено, что в скором времени в российских школах появятся 3-летние первоклашки.



Партнеры