FM: ВЫСТУПАЕТ ГРУППА “БУЛЬДОЗЕР”

15 июня 2001 в 00:00, просмотров: 207

Собственность в России — вещь весьма и весьма условная. Особенно если речь идет о средствах массовой информации. Недавние события на НТВ — лучшее тому доказательство. Проследить же “подконтрольность”, зависимость радиостанции от своего реального хозяина, сложно или невозможно вообще.

Крупные нефтяные, финансовые и прочие компании в разное время приложили руку к созданию тех или иных радиостанций и, не являясь их учредителями напрямую, полностью или частично их контролируют. Хитросплетения впечатляют.

С подачи г-на Березовского и при участии медиамагната Рупперта Мердока, который очень активно искал выходы на российский медиарынок, было создано “Наше радио”, а затем и его “дочка” — радиостанция “Ультра”. Для управления этими радиостанциями была создана “надстройка” — компания “Ультра Продакшн”, возглавляемая Михаилом Козыревым, который, по нашим сведениям, акционером этих радиостанций не является. В довершение вся эта пирамида подчинена “материнской” компании “Logovaz News Corporation”.

Зачастую даже топ-менеджеры радиостанций не знают, кому же реально принадлежит их радиостанция. Или знают, но даже под страхом смерти никогда не признаются, из какого кармана идут деньги на их содержание, поскольку деньги эти — часто криминальные. Есть, правда, и внешне простые варианты, за которыми, если копнуть глубже, никакой простоты нет. Например, учредителем радиостанции “Хит FM” является компания “BIZ-Interprises”, владельцем которой в свою очередь является Борис Зосимов. Этот пример не единственный. Радиостанция “МВ-Радио” — она же “Милицейская волна” — станция ведомственная и подконтрольна МВД, хотя с недавнего времени ее соучредителем является и издательский дом “Апрель”.

Очень активно на рынке радио играет нефтяная империя господина Аликперова — “ЛУКОЙЛ”. По нашим данным, им принадлежит до 45% уставного капитала “Русского Радио”, а также 100% радио “Шансон”. Правда, в “Шансон” деньги вложены опосредованно — через физических лиц: Владимира Маслова и Игоря Яркова. Господин Маслов до недавнего времени был учредителем того же “Русского Радио”, а Игорь Ярков был генеральным директором радио “Классика” — ныне “Монте-Карло”.

Другими крупными акционерами “Русского Радио” являются также физические лица — господа Архипов, Богданов и Кожевников: их совокупная доля также доходит до 45% от уставного капитала. При этом все трое входят в руководство “Русской медиагруппы” (РМГ) — управляющей компании, которой переданы в управление контрольные пакеты как самого “Русского Радио”, так и дочерних радиостанций, входящих в холдинг, — “Динамита”, “Монте-Карло” и “Танго”. Еще интереснее — ситуация вокруг “Станции-2000”: до недавнего времени 55% ее акций принадлежало структурам, контролируемым Владимиром Потаниным. Осенью прошлого года эти акции были выставлены на продажу. На них претендовала “Logovaz News Corporation”, но достались они малоизвестной компании “ЮГИС-РТВ”, имевшей уже к тому времени 40% акций “Станции-2000”. После этого несложно было предсказать дальнейший ход событий. Конечно же, “ЮГИС-РТВ” передала эти акции в управление “Русской медиагруппе”... Эта “группа” в настоящее время является самым крупным игроком на рынке радио. Она покупает и получает контроль над радиостанциями и частотами в очень агрессивной манере. За эту агрессивность группу еще называют “бульдозером”.

После сокрушительного удара по “Медиа-Мосту” на сегодняшний день наименее пострадавшими оказались радиосоставляющие медиагруппы — “Эхо Москвы”, “РДВ”, “До-Радио” и “Спорт FM”. Но за “Эхом” идет охота, и, скорее всего, владелец скоро сменится. Либо им станет журналистский коллектив радиостанции, либо все тот же “Газпром”, либо кто-то еще. Возможно, лишившись финансовой поддержки, в другие руки перейдут и оставшиеся станции.

Кстати говоря, не существует реальных оценок стоимости радиостанций. То есть, конечно, сами представители радиостанций заявляют время от времени, что стоимость их предприятия составляет определенную сумму (чаще всего в миллионах долларов США). Но в реальных сделках по покупке или продаже эта сумма — намного ниже. При этом зачастую разница между реальной и продажной ценой либо уводится через офшоры, либо выплачивается черным налом. Так, по разным оценкам, стоимость недавней сделки по покупке “Станции-2000” не превысила двух миллионов долларов США. Реальная же сумма сделки не разглашается. Суммы сделок не разглашаются по разным причинам: кто-то не хочет афишировать суммы реальных своих доходов, где-то это действительно криминальные деньги. Причем существуют сотни подлинных документов, договоров, платежек, вроде бы подтверждающих вполне легальное прохождение средств.

При грамотном управлении любая радиостанция становится весьма удобным объектом для вложения капитала, сулящим быструю отдачу и весьма неплохую прибыль от рекламы и “ротации” — постановки в эфир музыкальных произведений за деньги. Поэтому в разграничении сфер влияния на радиорынке участвовать пытаются все, включая высокопоставленных чиновников. Радиостанции “Юность”, “Маяк”, “Голос России”, “Маяк-24” — считаются государственными и входят в холдинг ВГТРК. Не так давно суд признал незаконным весь конкурс на получение права вещания на частоте 103,4 FM (“Маяк-24”). Увы, решение суда не выполняется, так как у “Маяк-24” есть высокий покровитель.

Есть среди радиостанций предприятия со смешанным капиталом, например, “Европа Плюс”. До недавнего времени учредителями радиостанции являлись французская группа “Лагардер” (около 50% акций) и финансовая компания “Спутник” (около 30% процентов акций — блокирующий пакет), подконтрольная потанинскому “Интерросу”. В свою очередь входящая в “Интеррос” компания “Проф-Медиа” контролирует “Авторадио”. Кстати, именно из “Спутника” появился такой популярный ныне господин Йордан... Радиостанция “Максимум” — также дитя смешанного капитала: она учреждена издательским домом “Время МН” и американской компанией “Storyfirst Communications, Inc”.

Невидимые “реальные” хозяева радиостанций определяют их судьбу, их музыкальную и информационную политику. Вот уж действительно как в той песне: “вверх и в темноту уходит нить”... Прозрачности на этом рынке не было никогда, нет и, видимо, в ближайшее время не будет. В этом — единственная уникальность нашего FM-радио.



    Партнеры