ПРОЖИВЕМ БЕЗ РЕВОЛЮЦИИ?

19 сентября 2001 в 00:00, просмотров: 448

  1. Как вы оцениваете нынешнее состояние российской школы?

     2. Что в ней нужно оставить, а что изменить?

     3. Ваше отношение к ЕГЭ и 12-летке?

     Эти вопросы мы задали не совсем обычной компании экспертов — от школьницы до министра...

    

     Наташа КРЯЖЕВА, семиклассница:

     1—2. В нашей школе есть предметы, которых, как рассказывала мама, раньше не было: экономика, психология, мировая культура. Я бы сделала поменьше уроков или не задавала бы столько на дом. Еще хочу, чтобы чаще были уроки психологии. Они мне нравятся.

     3. Конечно, лучше сдавать экзамены один раз, чем два. Единый экзамен будет у нас в 11-м классе, тогда и начну к нему готовиться. Двенадцать лет учиться очень долго. Я хочу закончить школу в семнадцать и сразу поступить в институт.

     Ольга ЯНУШКЕВИЧ, студентка МГПУ, учительница начальных классов:

     1. Тех знаний, что я получила в школе, хватило для поступления в педколледж и педуниверситет. И большинство моих подруг сейчас учится в вузах. Значит, наша школа не такая уж и “средняя”?

     2. Надо больше внимания уделять физическому развитию ребят. Многие малыши приходят в 1-й класс ослабленными, с кучей заболеваний. Пусть лучше они лишний час побегают на улице или в спортзале, чем просидят за партами. Здоровый ребенок лучше учится и развивается.

     3. Единый госэкзамен коснется, думаю, далеко не всех. Многие ребята после 9-го класса уходят в ПТУ, техникумы, колледжи. Лишний год в школе никто не захочет отсиживать, основные знания все получают до 10-го класса.

     Алексей КИСЕЛЕВ, учитель истории

     с 14-летним стажем, гимназия №1576:

     1. Школа стала более честной, нет той показухи, что была раньше, не заставляют ставить липовые тройки ради процента успеваемости, тянуть двоечников за уши.

     2. Хорошее в российском образовании — глубина и качество знаний. В американском учебнике истории вместо текста — фотографии, а под ними подписи. Вот и все обучение. У наших школьников другая проблема — перегрузка. Нельзя учить всему и всех, нужно делать профильные классы. Что поменять в школе? Прежде всего зарплату педагогов. Я работаю почти на две ставки, даю 30 уроков в неделю плюс классное руководство, а получаю чуть больше 1,5 тысяч рублей. На эти деньги не могу купить себе даже новый велосипед.

     3. ЕГЭ, как я понимаю, должен упростить сдачу вступительных экзаменов. Но я знаю Россию. Не станут ли в будущем протаскивать на ЕГЭ так же, как сегодня в вузы? Сейчас в большинстве школ учат 10 лет (после 3-го класса малыши переходят сразу в пятый), а тут время пребывания в школе увеличивается на два года. Захотят ли ученики сидеть за партой лишнее время?

     Сергей КАЗАРНОВСКИЙ,

     директор школы №686:

     1. Не могу дать однозначного ответа — слишком велик разрыв между столичными школами, где уровень образования достаточно высок, и провинциальными учебными заведениями, особенно сельскими, где педагоги просто не имеют возможности дать полноценные знания. В этом году на конкурсе “Лидеры в образовании” специального приза за преданность делу удостоился директор школы из Волгоградской области. Он поменял полученную в колхозе муку на лыжи для своих учеников. У немолодого уже мужика были буквально слезы на глазах, когда ему вручили компьютер — первый в его жизни и в школе.

     2. Школа — очень консервативная вещь, всякие революции и шараханья из стороны в сторону ей противопоказаны. Я не признаю новомодных увлечений типа классов без парт, свободного посещения и т.п. Российская школа имеет хорошие традиции, их надо сохранить. Убрать следует только диктат, дать больше свободы учителю и ученикам.

     3. Выпускной экзамен в сегодняшнем виде — это абсурд. Учитель никак не отвечает за качество знаний ученика, оценки на выпускном ставятся субъективно. Единый экзамен сделает его ответственным за свою работу. Другой вопрос: не получится ли у нас “как всегда”? Двенадцатилетка, на мой взгляд, еще недостаточно продумана. В стране амнистию объявляют, а мы срок увеличиваем. Школьники проголосуют против нее ногами — уйдут в экстернат, в колледжи. Разве мы не можем сейчас ввести профильную старшую школу? Зачем заставлять ребят сидеть за партой до 18 лет? Чтобы потом отправить в армию? Мы не должны все время оглядываться на Европу или США, где учат 12—13 лет. Там совершенно иные условия жизни, другие традиции.

     Виктор САДОВНИЧИЙ,

     ректор МГУ:

     1—2. Отечественная школа дает неплохие знания, особенно по фундаментальным дисциплинам: физике, химии, биологии, математике. У меня есть возможность сравнивать: в МГУ часто поступают ребята, окончившие зарубежные лицеи. Уровень их подготовки гораздо ниже уровня знаний ребят из наших школ. За рубежом главный упор делается на расширение кругозора. В европейских, американских университетах изучают то, что российские школьники проходят в старших классах. Поэтому я бы оставил в школе нашу традицию преподавания естественно-научных дисциплин и математики, а добавил бы больше информатики, права и экономики.

     3. Российское общество и семья, я считаю, еще не готовы к 12-летке, это вопрос будущего. Мне кажется, вполне достаточно учить 11 лет. За это время можно дать школьнику хорошие знания и подготовить к вузу. Лишний год ничего в этом смысле не добавит.

     ЕГЭ следует ввести для проверки уровня школьного обучения. С его помощью легко сравнить знания учеников в школах разных регионов. Но вряд ли стоит его рассматривать как всеобъемлющий экзамен. По многим дисциплинам (истории, литературе, иностранному языку) нельзя опираться на ЕГЭ. Ведь важно не только запомнить те или иные формулы, правила, факты и формулировки, но и уметь рассуждать, анализировать. Я боюсь, что подготовка к ЕГЭ превратится в натаскивание на ответы. В любом случае ведущие вузы должны иметь право проводить свой дополнительный экзамен, чтобы отбирать самых талантливых ребят, а не только самых натасканных.

     Владимир ФИЛИППОВ, министр образования РФ:

     1—2—3. Мы ушли от тоталитарной системы образования. У людей сегодня есть выбор: государственная или частная школа, разные учебники. Школа стала вариативной, многообразной. Единые экзамены — основа модернизации средней и высшей школы. Они сделают вузы более доступными, особенно для детей из малообеспеченных семей, из отдаленных районов и сельских школ. Чтобы поступить в вуз, не надо будет платить за репетиторство и подготовительные курсы. Достаточно будет хорошо сдать ЕГЭ.

    



Партнеры