В кольце концов

26 сентября 2001 в 00:00, просмотров: 733

Пробки — бич большого города. Как бороться с этим злом — знают все. Как победить — не знает никто. Московские инженеры постоянно разрабатывают дорожные проекты, которые должны облегчить жизнь автовладельцев. Если находятся деньги, проекты воплощаются в жизнь. Одно из последних воплощений — Третье кольцо, которое начали строить три года назад и планировали завершить к 2004-му. Со сроками, понятно, погорячились — ошиблись лет на пять минимум. Но это не останавливает проектировщиков. Как стало известно “МК”, уже утверждены планы строительства в городе нового дорожного монстра — Пятого транспортного кольца.

Но — обо всем по порядку. Напомним, что Третье кольцо на самом деле состоит из двух: малого (его длина 35 километров) и большого (54 км). Южная часть трассы, от 1-го Красногвардейского проезда до Нижегородской улицы, у них общая, а к северу “колечко” раздваивается. Уже сдано больше 20 километров первостатейных дорог с суперразвязками. Вовсю действуют участки Третьего малого кольца от Ленинского проспекта до Звенигородского шоссе и от Новой Башиловки до Бакунинской улицы. Исключение составляет пересечение Сущевского вала с Шереметьевской улицей, знаменитое постоянными заторами. Но они никуда не денутся, пока Сущевку не загонят в тоннель и не уберут все светофоры. Проект уже разработан, но рыть землю начнут не раньше 2003 года.

Южную часть кольца строители уже заканчивают. Особо отличились проектировщики на Ленинском проспекте. Здесь забабахали длиннющий 700-метровый тоннель для поездов (такого в Москве еще не строили) и 900-метровый автомобильный. К Новому году будет реконструирован Автозаводский мост и закончена магистраль от Велозаводской улицы до Волгоградки. Но на этом приятное заканчивается и начинаются проблемы.

На Третьем транспортном есть несколько узких (в прямом и переносном смысле) мест, над которыми лучшие умы столичной архитектуры бьются который год. Например, тоннель на Беговой под Ленинградским проспектом. Нынешнего количества полос явно недостаточно: машины, попадая под землю, застревают. Здесь обязательно построят мощную развязку с устройством левого поворота с Ленинградского проспекта на Новую Башиловку. Сейчас прорабатывают несколько вариантов, как это лучше сделать.

Большая дырка зияет на участке от Звенигородского шоссе до метро “Беговая”. Водителям приходится поворачивать на улицу Сергея Макеева и через вечно забитый Ваганьковский мост ехать на Беговую. На этом теряются не минуты — часы. Но мучиться вроде бы осталось недолго. Эту часть обещают соорудить в 2003 году. Затем возьмутся за реконструкцию Беговой улицы: оттуда уберут трамвайные рельсы и сделают дорогу десятиполосной. Рельсы, кстати, снимут аж до самого “Сокола”, за счет чего Ленинградский проспект “потолстеет” еще на 4—5 рядов.

В общем, чтобы сомкнуть малое кольцо, останется сделать кусок от Волгоградского проспекта до шоссе Энтузиастов и прорыть злополучный Лефортовский тоннель. Но, как известно, с этим участком не все так просто (“МК” неоднократно писал об этом). Каким быть тоннелю — глубокого заложения или неглубокого, — сейчас решают отцы города. Из-за споров по Лефортову никак не начнут строить трассу от шоссе Энтузиастов до Волгоградского проспекта. Возможно, что инженерам придется перекраивать проект, и автомобилисты смогут прокатиться здесь с ветерком лишь в 2004 году.

Что касается большого Третьего, то оно пока в зачаточном состоянии. В “Мосинжпроекте” только-только приступили к разработкам. Уже известно, что трасса пройдет вдоль кольцевой железной дороги: через “Полежаевскую”, “Сокол”, “Войковскую”, “Владыкино”, “Ботанический сад”, “Улицу Подбельского”, “Черкизовскую”, “Измайловский парк” и “Шоссе Энтузиастов”. Но вот когда москвичи смогут ездить по большому кольцу, пока неизвестно.

— Рабочая документация утверждена только на участке от 1-го Красногвардейского проезда до Волоколамского шоссе, — говорит разработчик проекта Третьего кольца Светлана Угринович. — Разработки остальных участков не ведутся. Нет смысла: к тому времени, когда начнется стройка (это произойдет минимум через четыре года), они уже устареют.

Короче, конца-края трудам не видно. Но глаза боятся, а руки делают. Не успев разобраться с Третьим транспортным, власти вместе с инженерами взялись за очередной суперпроект под названием Пятое автомобильное кольцо. “А где же четвертое?” — спросили мы у проектировщиков. Оказалось... они сами не знают. Говорят, что-то напутали с нумерацией. Впрочем, какая простым москвичам разница.

Пятое кольцо будет как бы продолжением Третьего. Оно “отпочкуется” от него на улице Народного ополчения, пересечет Филевский парк (“зеленых” просьба не беспокоиться: ломиться через природные объекты строители не будут, кольцо слегка завернет в сторону), Ленинский проспект, Варшавское и Каширское шоссе, Коломенское, Волгоградку и упрется в Нижегородскую улицу.

— Пятое кольцо мы будем строить не с нуля, — говорит главный инженер проектов НИиПИ Генплана Москвы Татьяна Сигаева. — Его часть существует уже несколько десятков лет: это Минская улица, Ломоносовский и Нахимовский проспекты. Хотя, когда строили, о кольце, конечно, не думали.

Чтобы трасса будущего была первоклассной, нужно построить развязки на пересечении его со всеми крупными радиальными магистралями. Начало уже положено. Идет прокладка тоннелей под Варшавским шоссе, Каширкой и железной дорогой Павелецкого направления. Когда эта развязка будет готова, автомобилисты получат выход с Нахимовского проспекта и Варшавки на Коломенское. И еще. Специально под Пятое кольцо власти хотят соорудить дороги, которые пройдут параллельно Кутузовскому и Ленинскому проспектам, — так называемые трассы-дублеры. Инженеры предполагают, что строительство Пятого кольца начнется в 2005—2006 году, но реальные сроки целиком и полностью зависят от финансирования.

Сейчас магистрали в Москве (кроме шуток) строятся ударными темпами. Разработчики и строители спешат, пока в городском бюджете есть деньги на развитие дорог. Деньги эти на вес золота: в этом и следующем году столице отписали их в два раза меньше, чем обычно. А после 2003 года московский дорожный фонд прикроют совсем. Чем это обернется? Малое кольцо добьют во что бы то ни стало, а вот судьба остальных трасс — под большим вопросом.

Так что инженеры смотрят правде в глаза: феерическим дорожным планам суждено сбыться в весьма неопределенном будущем. Пока об этом можно только мечтать. Но, говорят, это не вредно.




Партнеры