МезАльянс

Российскую внешнюю и оборонную политику бросает из одной крайности в другую. С агрессивным блоком НАТО мы вообще отказывались разговаривать после бомбежек Югославии, потом возмущались размещением натовских войск в бывшей советской Средней Азии. Во время войны на Балканах и недавно в Ираке некоторые горячие головы в нашем Генштабе всерьез рассматривали варианты оказания “всесторонней помощи жертвам агрессии”, включая негласные поставки современного оружия и развединформации.

Но пыль сражений улеглась, Запад победил, установил эффективный протекторат над прежде неспокойными регионами, и они перестали быть угрозой для своих соседей. Конечно, в Ираке и в Афганистане определенное сопротивление оккупации продолжается, но оно пока не слишком серьезно — в Ираке американцы теряют в месяц в 10 раз меньше, чем наши в Чечне, а в Афганистане — в 50 раз меньше.

Не прошло и двух месяцев после падения Багдада, как нашим военным пришлось корректировать политику. На прошлой неделе в Брюсселе министр обороны Сергей Иванов в дружелюбной обстановке, как было официально объявлено, встречался с американским коллегой Дональдом Рамсфельдом. Иванов, в частности, пригласил американцев “в качестве участников присоединиться” в августе к нашим военным для учений на Тихом океане. Приглашение было принято.

Объявлено, что в 2003—2004 годах Россия и НАТО осуществят свыше 20 совместных военных мероприятий. “Степень единства подходов и взглядов очень высокая”, — заявил Иванов.

К осени командование в Афганистане переходит от США к НАТО. В Брюсселе Иванов объявил, что Москва будет всячески поддерживать действия сил альянса. Речь идет об обмене информацией, в том числе и разведывательной, о тыловом и техническом обеспечении, о транспорте, о транзите военных грузов через нашу территорию, а также о помощи в экстренных ситуациях. Разве только наших солдат в Афган не пошлют, уверяет Иванов.

Вновь вышло на первый план, что Россия и Запад — союзники в борьбе с исламскими экстремистами. А ведь всего пару месяцев назад в Кремле высказывались в том смысле, что поддержка Москвой Багдада “может привести к консолидации общества в Чечне” и к прекращению партизанской войны против наших войск. Похоже, всерьез надеялись, что раз мы поддерживаем Саддама Хусейна против американцев и бен Ладен со товарищи тоже его поддерживают, то боевики, связанные с “Аль-Кайедой”, проникнутся пониманием, что Москва им не враг, а союзник в борьбе с большой американской сатаной. Или получат чечены соответствующие указания из зарубежных исламистских центров, сложат оружие и стройными рядами пойдут наниматься на службу в чеченский ОМОН или контрактниками в спецназ ГРУ ГШ.

Хороший был план, но что-то не заладилось. То ли чеченские боевики воюют в первую очередь по своим национальным причинам и на практике не так уж близко подчинены иностранным центрам. То ли международные террористы не поверили, что Москва искренне желает встать на их сторону. В ответ на все усилия — серия терактов смертников-самоубийц на Кавказе. А готовят их, по заверениям генпрокурора Владимира Устинова, именно в центрах за границей.

Не вышло стать по-быстрому другом исламистов, пришлось снова возвращаться на Запад. Впрочем, в современной России деньги, чья-то частная выгода, а не идеология играют решающую роль. В Ираке боролись, конечно, не за Саддама, а за деньги Саддама. Но кончилась халява, так что же теперь упускать контракты на перевозку войск и грузов НАТО?

Транспортные воздушные перевозки — вещь выгодная. От СССР остался нам в наследство немалый парк военной транспортной авиации, и все последнее десятилетие возили карго беспрестанно, правда, куда делись доходы от этого бизнеса на казенных машинах, никто конкретно объяснить не может.

Теперь, поскольку деньги от коммерческой деятельности рассосались, а закупку новых машин или серьезную модернизацию старых не делали, для наших закрыты многие гражданские европейские аэродромы из-за слишком большой шумности двигателей. Но у военных другие стандарты, на базы НАТО пустят, если надо.

Так как альянс все больше расширяет географию своей зоны ответственности, растет потребность в транспортной авиации. А перспективный европейский военно-транспортный самолет “Airbus A400M” появится только в 2009-м.

Европейские страны НАТО планируют брать в долгосрочную аренду (до 2009-го) чужие транспортные самолеты. Взять можно в США, можно в России, а можно и на Украине — там тоже остался немалый советский авиапарк. Не согласимся мы возить в Афган иль в Ирак западных военных — украинцы повезут.

По словам Иванова, в этом году в Афгане “урожай нарконивы” в три раза превысил показатель прошлого. Проблема наркотрафика из Афганистана весьма серьезна, тем более что западные миротворцы пока не пытаются вмешиваться, понимают, что, только сунься, может начаться нешуточная всенародная партизанская война. В Афгане героин в 50 раз дешевле, чем в Москве, и раз в 100 — чем в Западной Европе, причем продается на каждом углу, разве что не в открытую. Участие в воздушно-транспортных операциях в Афганистан и обратно для знающих людей — золотое дно.

Злые талибы в Афгане в свое время запретили производство наркотиков, и были они вправду так злы, что не сажал народ мак — только теперь вновь начал. В то время как наши союзники — таджики из Северного альянса — наркопроизводство в своей зоне контроля и трафик по северному маршруту через Россию не прекращали никогда. Теперь же в Афганистане вновь заработал традиционный “пуштунский” южный маршрут трафика через Пакистан. Вот так по всему и сложилось, что поддерживать НАТО сегодня и престижно, и выгодно, особенно если альянс возьмется за разборки именно с пуштунами, среди которых укрылись остатки “Талибана” и “Аль-Кайеды”.

Одна беда — сегодня повод дружить с НАТО есть, а завтра? Изменится в Москве расклад — снова нас метнет в сторону, и все усилия, как уже не раз было, пойдут прахом.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру