И кто его знает, чего Касьянов моргает

Сон? На это нет времени. Все расписано по часам, которых в Китае на четыре “больше”, чем в Москве. Оттого и российскую делегацию в Пекине можно узнать по невыспавшемуся, сонному виду. Даже бывалый Касьянов с трудом сдерживался, чтобы не задремать за столом переговоров в компании премьеров стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).

Первое утреннее потрясение — чудовищные пробки на пекинских дорогах. И образовались они не только потому, что в городе живет более 11 млн. человек. И даже не потому, что в гости нагрянули высокие особы — сразу пять премьер-министров из России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, — для проезда которых периодически перекрывали дорогу.

А из-за китайского экономического чуда — излюбленного объекта обсуждений советника нашего президента Андрея Илларионова. Просто проявившийся в Китае средний класс разом пересел с велосипедов... нет, не на собственное авто — на такси. Кстати, они в Пекине красного цвета и различаются только ценой за посадку, обозначенной наклейкой на задней боковой двери. Просмотрел дешевое — плати больше. Такая вот экономика.

Собственно, о делах экономических и шла речь на первой встрече премьеров ШОС в “законе”. В законе — потому что до этого была еще одна, но устав организации приняли совсем недавно. Впрочем, в начале заседания чуть не случился конфуз. Все премьеры и сопровождавшие их лица проходили по красной ковровой дорожке, окруженной живыми орхидеями в горшках, в специальную комнату, где мило общались и дожидались начала заседания. Сонные же россияне во главе с Касьяновым, следуя за провожатыми китайцами, банально проскочили зал и чуть было совсем не ушли. Благо вовремя подскочил один из организаторов и, отчитав на трудно переводимом китайском собственных подчиненных, направил Касьянова со свитой в нужном направлении. “Что такое?” — только и произнес недоуменно российский премьер.

После того как всех все-таки удалось собрать, началась процедура фотографирования: премьеры крепко жали друг другу руки, улыбаясь в многочисленные камеры. “Отстрелявшись” одним из первых и нарушив протокол, Касьянов отошел в сторону к окну. Некоторое время, пока его не позвали за стол переговоров, задумчиво-сонно рассматривал Запретный город. С 18-го этажа отеля, где проходило заседание ШОС, можно было разглядеть этот дворцовый ансамбль в центре Пекина, служивший в свое время резиденцией императоров. Жаль, что китайская охрана запретила фотографам и камерам заснять эту умиротворяющую картинку.

Между тем заседание ШОС нельзя было назвать утомительным. За какие-то полтора часа премьеры утрясли казну этой организации на следующий год. Первый бюджет составил почти 4 млн. долларов, большую часть которого внесут Россия и Китай как наиболее развитые из собравшихся стран. Договорились премьеры и о сотрудничестве в торговле, энергетике, транспорте и даже водном хозяйстве. К слову, на переговорах явно не хватало московского главы Юрия Лужкова. Здесь его проект поворота сибирских рек в Азию, реанимирующий старую советскую идею, имел бы успех. К тому же Юрию Михайловичу было бы интересно рассмотреть стремительно застраивающийся Пекин с его пятью транспортными кольцами. Примечательно, что все премьеры, за исключением Касьянова, получили “домашнее задание”: подготовить конкретные предложения по развитию сотрудничества. Россия же берется их обобщить и обдумать.

В дополнение к текучке высокопоставленные гости подняли и модные ныне темы — борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Даже создали специальную антитеррористическую комиссию, штаб-квартира которой расположится в Ташкенте. Теперь Касьянову будет чем порадовать Путина. А премьеру Китая было о чем пожаловаться коллегам. Буквально на днях администрация США включила Поднебесную в число основных производителей наркотиков в мире...

После совещания под аккомпанемент мобильных телефонов они закрепили на бумаге достигнутые договоренности. И каждый сказал приветственное слово. Касьянов выступал четвертым. И несмотря на то что во время чужих речей он откровенно засыпал, периодически промаргиваясь, слова свои, в отличие от коллег, произнес без бумажки.

— Главное достижение — ШОС наконец стала на ноги, — заключил он. Потом все подняли и пригубили бокалы с шампанским. И это в 7.30 по московскому времени...

На всех улицах Пекина сейчас развешаны “агитки” с текстом: “Завтра будет лучше”. Полегчает ли российской делегации, удастся ли ей выспаться? Может быть. По крайней мере шанс есть: рабочий день Касьянова завершился в 17 часов по местному времени. Сегодня ему предстоит тяжелый день и долгожданное знакомство с председателем Китая Ху Цзинтау.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру