Квартиры в сети

11 декабря 2003 в 00:00, просмотров: 224

У Интернета — колоссальные возможности. Благодаря сети можно устроить личную жизнь, “выловив” жену или любовника. Раз посетишь web-сайт, и друзьями в разных уголках света обеспечен на всю жизнь.

Торговля через Интернет помогает решить многие житейские трудности: щелкнул “мышью” — и через несколько часов твоя кухня оборудована по последнему слову техники.

Вот только приобрести жилье через Интернет совсем непросто. Российский рынок недвижимости оказался самым консервативным и не желает сдаваться современным технологиям. Большинство квартир продается и покупается по старинке, через газеты частных объявлений.

Впрочем, риэлторы уверены, что ситуация вот-вот изменится, и у их страничек во Всемирной Паутине — блестящая перспектива.

Первый сайт — комом

Первыми сайтами в Интернете российские агентства недвижимости обзавелись в конце 90-х. Глядя за Запад, самые продвинутые риэлторы и те, у кого хватило наглости к таковым себя причислить, решили: и нам пора. Действительно, США и Европа переживали настоящий бум интернет-продаж: в Сети риэлторы находили не меньше половины клиентов. Радостно потирая руки в предвкушении немеренных барышей, их российские коллеги завалили компьютерщиков заказами. Но поскупились, из-за чего первые интернет-сайты выглядели довольно убого. Даже большие компании ограничивались двумя-тремя разделами. Что уж говорить о частниках? На их страничках посетителей встречали фото самого маклера, стандартный набор услуг и телефон.

Естественно, надежды первопроходцев не оправдались. Не нашлось на российских просторах такого ковбоя, который бы, как в Америке, объявил, что каждый школьник должен уметь пользоваться Интернетом. Персональные “компы” все еще занимали почетные первые строчки в рейтинге предметов роскоши. О выделенных линиях в обычных домах не было и речи. Приходилось сидеть на модемах, а они не позволяли долго лазать в Сети. Постоянные обрывы линий, вечно занятый телефон и безумные счета доконали пользователей. Купить газету, в которой масса объявлений насчет недвижимости, оказалось куда проще и дешевле. Клиенты, пришедшие к риэлторам благодаря Интернету (а таких было не больше процента), воспринимались не иначе как утешительный приз.

Все это привело к тому, что сайты потихоньку умирали. Ни частникам, ни агентствам недвижимости не хотелось выбрасывать деньги на их поддержку и обновление.

Цена вопроса

Между тем Интернет по-прежнему остается дешевой рекламной площадкой, на которой — размещай что хочешь. Стоимость web-странички зависит исключительно от наворотов. Незамысловатый сайт студент-технарь сделает за 200 долларов и еще спасибо скажет: есть на чем потренироваться, да и на пиво хватит. Дизайнер с именем запросит больше. Дорого обходится обратная связь с посетителями — всякие форумы и чаты. Есть компьютерщики, которые берут за свою работу не сотни, а тысячи и даже десятки тысяч долларов. Но это уже высший пилотаж. В среднем же вполне сносный сайт можно разработать за полторы “штуки”.

Правда, и эти деньги риэлторы не спешат вкладывать в Интернет. Сегодня нет проблемы продать квартиру. Пока со спросом на недвижимость все в порядке, никто не станет тратить деньги на сайты. Ведь что такое Интернет? Одно из средств реализации. А если жилье, особенно на вторичном рынке, и так и успешно продается — зачем раскручивать что-то еще и нести дополнительные расходы?

Похожая ситуация с ипотекой. Благая идея продавать жилье в рассрочку просто зашла в тупик. Новостройки прекрасно раскупаются еще на стадии строительства. До тех пор, пока не будет удовлетворен платежеспособный спрос, ипотека не заработает. Только когда рынок жилья перенасытится, квартиры начнут отдавать за ради бога!

Так и с сайтами. Сформируются экономические предпосылки, проще говоря, начнется затоваривание, мигом, за два-три месяца, риэлторские компании, лишь бы сбыть квартиры, откроют такие странички в Сети — закачаешься! Когда случится такая радость? Наверное, когда в Москве будут строить не 4 миллиона квадратных метров жилья в год, а все 15. Рынок недвижимости уверенно смотрит в будущее: все хотят жить, всем нужны прибыли, а значит, строители будут строить, риэлторы — продавать; места в столице не хватит — снесут девятиэтажки.

Нам бы такую уверенность! Пока в Москве даже с пятиэтажками закончить не могут.

Интернет все стерпит

Справедливости ради стоит отметить, что крупные компании не стали раньше времени “хоронить” свои web-странички. Они используют их как виртуальные визитки: в Интернете можно пролистать информацию об агентстве, расположении офисов, режиме работы и найти телефоны. Все вместе это называется “нетленкой”. Чаще всего такая информация не обновляется. “Залив” один раз, хозяева сервера о ней попросту забывают.

Нетленная информация о фирме скорее понадобится потенциальному продавцу. Для него надежность агентства, сколько лет работает на рынке, наличие юристов в штате — принципиальные вопросы. Ответы легко найдутся, если “кликнуть” раздел “О компании”. Однако особенно доверять написанному не стоит: Интернет, как и бумага, все стерпит. В меньшей степени продавцов интересуют разделы с предложениями о выставленном на продажу жилье. Если и заглядывают, то любопытства ради, как говорится, на других посмотреть.

Риэлторские компании в России работают “от продавца”. В первую очередь находят желающего продать квартиру, а потом ждут покупателей. Именно ждут, поскольку при таком бешеном спросе на жилье за желающими обзавестись новой квартирой бегать не нужно. Чтобы быстрее продать “новинку”, риэлторы дают объявления в газеты. Именно они — главный ориентир для покупателей, а не Интернет. Щелкнуть “мышью” так, чтобы завтра вселиться в новые апартаменты, учитывая особенности российской “вторички”, невозможно. Каждую квартиру нужно обязательно смотреть, а затем проверять. Для этого нанимается риэлтор.

Другая беда — “выловить” в Сети какую-то конкретную квартиру довольно проблематично. Лучшие по соотношению “цена—качество” на сайт компаний просто не попадают. Риэлторы не скрывают информацию — боже упаси! Такие квартиры продаются, едва попав во внутреннюю базу данных (у солидного агентства недвижимости она обязательно есть). К ней имеет доступ каждый риэлтор, работающий по договору или хотя бы по заявке от покупателя. Чтобы не упустить хорошее предложение, агент просматривает базу данных по три раза в день. Как только появилось что-то подходящее, выхватывает из системы и везет покупателя к продавцу. В открытую продажу не успевает попасть примерно 10% квартир.

Получается, что без агентства недвижимости при покупке жилья на вторичном рынке не обойтись, даже имея доступ к их сайтам. Поэтому самые настойчивые покупатели едва ли не каждый день звонят своим агентам, чтобы узнать о самых свежих поступлениях. А люди, которые не захотели обращаться в риэлторскую компанию, чаще пользуются газетами с огромным количеством бесплатных объявлений.

Кстати, именно на них рассчитаны расплодившиеся в Интернете частные “доски объявлений”. За ними скрываются “черные маклеры”, которые только и поджидают тех, кто надеется купить подешевле. Но кто же станет дешевле продавать квартиру, если она без проблем уйдет и по высокой цене? Ищите дураков!

На “черных” сайтах любят покритиковать солидные агентства: мол, дорого берут, мы делаем то же самое, но стоим дешевле. Однако сами подумайте: если клиент готов платить много, с какой стати частный маклер будет брать мало? Ему что, деньги не нужны? К тому же частник, положив деньги в карман, уже ни за что не отвечает. Сегодня ошибся, его сделку расторгли? Не страшно, завтра пойдет колбасой торговать. А большие компании не имеют права на ошибку. Потеряв клиентов, они попросту прогорят. Поэтому они и заинтересованы работать долго и честно.

Домик в деревне

Другое дело — загородная недвижимость. Дорогостоящие особняки (наши любят замки, 150—200 метров их не устраивает: маловато будет) не разлетаются как горячие пирожки. Обычно на продажу коттеджа уходит около полугода. Все эти месяцы “домик” нужно экспонировать, то есть давать объявления о продаже, да еще с подробным описанием и фотографией. Причем регулярно. Тут риэлторы действуют по принципу “все или ничего”. В итоге реклама каждого коттеджа становится просто “золотой”. До недавнего времени в журналы-каталоги попадала всего треть продающейся загородной недвижимости и, кстати, не самые лучшие “экземпляры”. Эксклюзив риэлторы держали на своих сайтах. Изменить ситуацию решила корпорация “Инком-недвижимость”, выпустив свой каталог загородной недвижимости. В нем представлены все 1200 объектов, которые может предложить агентство. Кроме того, эти дома решено “вывесить” на сайте www.cottageinfo.ru.

Расходы на создание сайта окупаются с лихвой. В Сети можно выложить фотографии, не экономить на словах, расписывая все прелести участка и самого дома, и даже проводить виртуальные туры (замечательное изобретение — все как на ладони). Отметается куча лишних поездок, а клиенты, которые могут позволить себе замок в ближайшем Подмосковье, ценят, когда берегут их время. Риэлторы уверяют, что примерно половина коттеджей продается благодаря Интернету.

Правда, этим поспешили воспользоваться и разработчики “черных” сайтов. Чаще всего они называют свои странички “объединенными базами данных”. Посетители легко попадаются на удочку дельцов, думая, что несколько агентств решили объединиться на одном сайте. На самом деле виртуальные маклеры воруют объекты у солидных компаний и выдают за свои. При этом цена либо завышается, либо не указывается вовсе. В надежде узнать, во сколько же обойдется чудесный вид на озеро с балкона 3-го этажа кирпичного дома в “замковом” стиле, покупатель звонит по указанному телефону, а его начинают “разводить”, скрывая истинную цену. Бывает и наоборот. Заполучив клиента, маклер “черного” сайта приходит в добропорядочное агентство, представляющее интересы продавца, и требует свои комиссионные. А за что, собственно? За то, что украл и выложил от своего имени?..

Так что искать загородную недвижимость следует только на собственных сайтах крупных агентств.

Через Интернет можно покупать и квартиры в новостройках. Они в отличие от “вторички” стандартные. Зная серию дома, легко представить будущее жилище. К тому же сдаются квартиры без отделки — смотреть буквально не на что. Можно, конечно, заехать, чтобы посмотреть, куда окна выходят. Но если знаешь район, экскурсия не нужна — и так сориентируешься. У Интернета в плане продажи первичного жилья большое будущее.

Пока же новостройки представлены весьма скудно. В лучшем случае, “полазив” в Сети, можно узнать, что дом продается, а почем метр, неясно. Цены почему-то указаны “от”. Реальная стоимость обычно на 10—15% выше.

Самое смешное, что покупатели не хотят смотреть правде в глаза. В одном крупном агентстве “МК” рассказали о забавном эксперименте. Риэлторы дали два объявления. В одном указали стоимость “от”, в другом — честную. По второму даже не звонили. А благодаря приставке “от” квартиры успешно продались, даже несмотря на то, что покупателям пришлось заплатить за метр больше, чем объявлялось.

Кстати, стоимость хороших, на языке специалистов рынка недвижимости — ликвидных, квартир у всех продавцов на первичном рынке одинаковая. Разница — 5—10 долларов с метра. Поэтому преимущество у того, кто раньше сообщит клиенту о новостройке. В этом и поможет Интернет.

Под грифом “секретно”

Впрочем, может случиться, что сайты с информацией о недвижимости вообще не будут созданы. Их просто запретят. Некое объединение риэлторов предложило “закрыть” всю информацию от клиентов. Если замысел удастся воплотить, только специалисты рынка недвижимости будут знать, какие квартиры продаются и сколько стоят. Наверное, у этого объединения есть свой интерес в засекречивании сведений. Оно сможет прилично заработать, поскольку имеет право сертифицировать услуги риэлторов. Желающих получить заветную бумажку (не бесплатно, разумеется) прибавится, ведь она откроет и доступ к закрытой для других базе данных.

Чем это нововведение обернется для простых клиентов, представить нетрудно. Как нефтяные и газовые бароны, которые, “сидя на трубе”, диктуют свои цены, риэлторы “подомнут” под себя рынок недвижимости и получат возможность торговать жильем на выгодных для себя условиях. О размерах их комиссионных придется только догадываться. Сейчас же процент, который получает агент, абсолютно легален.

— Смешно думать, что при открытом рынке риэлторы лишатся заработка, ведь клиенты сами могут увидеть все предложения, — считает руководитель отдела маркетинга корпорации “Инком-недвижимость” Евгений Михаленков. — Риэлторы зарабатывают не на том, что скрывают информацию. Они продают услуги по сопровождению сделок. Их работа — показать квартиру, проверить, найти нотариуса, организовать передачу денег. А что будет, если на “закрытый” рынок, купив сертификат, придут “черные” маклеры и фирмы-однодневки? Пострадают только клиенты. Поэтому мы — против секретов.




    Партнеры