Полный аншлаг

Группы разбора столичных подразделений ГАИ вот уже несколько недель трясет от наплыва собственников машин — рядовая, казалось бы, процедура оформления страховых документов превратилась в многочасовое стояние перед дверьми милицейских экспертов.

В управлении ГИБДД СЗАО, что в Строгине, — не протолкнуться. Чтобы попасть на прием к инспектору, очередь занимают чуть ли не с раннего утра.

Причем, чтобы не потеряться, граждане аккуратно записываются в списки, о существовании которых за последние десять лет все уже порядком подзабыли.

— Вот я сегодня пришел в половине седьмого утра и оказался только 25-м в списке, — обреченно говорит мужчина кавказской внешности. — У меня на работе проблем невпроворот, и сколько здесь мне еще корячиться — неизвестно. Всего-то дел: поцарапал крыло другой машине... Из-за этой “мелочи” приходится тратить столько времени.

Раньше было проще: зацепил чужую машину — дал денег водителю, и разъехались в разные стороны. А теперь из-за “обязаловки” приходится здесь париться, иначе денег не видать, — возмущался он.

Как выяснилось, к двенадцати часам дня список насчитывал 93 желающих оформить документы.

— Это еще что, — сказал один из стоящих в очереди. — Вот вчерашний список. И он развернул передо мной замусоленную бумажку. — Гляди, здесь записались 108 человек. Люди по два, а то и три дня сюда ходят.

— Дурдом, — нервно перебирая полис, определил ситуацию еще один пострадавший. Сейчас почти двенадцать, а из сегодняшнего списка прошло только 11 человек. Если учесть, что за день инспектора принимают по 50 человек, треть записавшихся сегодня на прием точно не попадут. Придется им двигать на оформление завтра.

Похоже, аналогичные ситуации сложились практически во всех подразделениях столичного ГИБДД. Например, на Трифоновской, где располагается 3-я рота отдельного батальона ДПС, перед дверьми группы разбора сидело всего несколько человек.

— Вот здесь-то точно очередей нет, — подумал я. Но, как выяснилось, первое впечатление оказалось обманчивым. На мои попытки занять живую очередь один из сидевших сунул под нос грязный листок.

— Записывайтесь, — почти приказал он. На сегодня 57-м будете.

— А шансы оформить документы до закрытия есть? — поинтересовался спросил я.

— Вчера 40-й зашел в половине шестого вечера, — отрезал держатель списка. — Там, — он показал глазами на дверь, — работают всего два инспектора, и работают медленно. Некоторым посетителям хватает 15 минут, чтобы решить все проблемы, а другие по часу задерживаются. Так что сами прикидывайте, когда туда попадете.

Неужели всего месяца в новом году хватило “обязаловке”, чтобы парализовать работу всей столичной ГИБДД?

Автомобилисты — в минусе

— Если до вступления в силу ОСАГО мы регистрировали 500—700 аварий в день, то сегодня 900—1000. А в некоторые дни и 1500, — объясняет Владимир Жмыльков, руководитель отдела пропаганды столичного ГИБДД. — Почему так происходит? Заплатив “кровные” за полис “автогражданки”, автовладельцы компенсацию даже малозаметной царапины на бампере хотят переложить на страховую компанию. А без справки из ГАИ обращаться к страховщикам бесполезно. В итоге мы получили сумасшедшие очереди в так называемые группы разбора. Время работы групп разбора увеличили до 12 часов в день, но проблемы это не сняло.

Рост числа ДТП подтвердили и страховщики. Как рассказал Игорь Иванов, заместитель генерального директора ОАО “РЕСО-Гарантия”, зимой количество обращений за выплатами по ОСАГО увеличилось примерно в 5—6 раз по сравнению с летом 2003 года.

Тем не менее специалисты предполагают, что вряд ли ГИБДД пойдет на увеличение численности сотрудников в группах разбора ДТП. Однако все их стенания по поводу сверхвысокой загруженности или отсутствия финансов для решения этой проблемы, мягко говоря, далеки от истины. Известно, что в Фонд безопасности дорожного движения отчисляется 1 процент с каждого договора, а это составляет миллионы рублей.

— Автовладельцы плохо читают страховые документы, которые они получают в одном пакете с полисом “автогражданки”, — считает Андрей Щавелев, руководитель службы общественных связей Российского союза автостраховщиков (РСА). Например, в Правилах страхования ОСАГО записано, что, если у автомобилистов отсутствуют разногласия в оценке аварии, они могут самостоятельно заполнить все бумаги, нарисовать в соответствующем “окошке” примитивную схему ДТП и заверить их на ближайшем посту ГИБДД или у первого встречного инспектора ДПС и затем отправить эти документы в свои компании. Далее страховщики уже станут выяснять отношения между собой.

Пока гибэдэдэшники и страховщики подсчитывают прибыль, автомобилисты по-прежнему парятся в очередях. Есть ли реальная возможность ликвидировать списки в группы разбора ГИБДД?

По мнению Щавелева, к концу нынешнего года они исчезнут благодаря введению в компаниях службы страховых комиссаров.

Зачем загружать инспектора бумажной работой, когда все необходимые документы может заполнить страховой комиссар или агент, которые выедут на место аварии и, как говорится, разрулят ситуацию?

Предварительные итоги

Сегодня ущерб от подавляющего большинства аварий укладывается в рамки до $4 тыс. Однако более детальное уточнение вывело нас на цифру $500—800. Тем не менее множество людей сегодня выстаивают очереди в группы разбора как раз из-за мелких ДТП — кто-то кого-то слегка поцарапал или разбил подфарник.

Из-за этого многие автомобилисты жалуются, что у ОСАГО отсутствует так называемая франшиза (неоплачиваемый минимум) до $200—300. Если бы она существовала, много проблем решалось бы прямо на месте.

Пару месяцев назад, когда по всем телеканалам вовсю пиарили “обязаловку”, крутили рекламу, как два благообразных автомобилиста вместо того, чтобы с воплями выяснять, кто из них виноват в аварии, обсуждали баскетбольный матч. Смысл ролика понятен — водитель после аварии отдыхает, когда страховщики работают. Словом, идиллия.

На деле же все получилось как всегда. Страховщики собрали миллиарды, гибэдэдэшники тоже получили свой процент. А вот тысячи автовладельцев явно в пролете: им сегодня приходится сутками простаивать в очередях в группы разбора, иначе денег за аварию со страховщиков не получить. Так что в очередной раз с помощью государства нас “нагнули” за наши же деньги.

НУЖЕН ЛИ ГАИШНИК?

Согласно п. 39 Правил страхования ОСАГО, для решения вопроса о страховых выплатах страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, которые оформлены либо сотрудниками ГАИ на месте происшествия, либо заверены (при отсутствии потерпевших, жизни и здоровью которых причинен вред, а также при взаимном согласии водителей в оценке обстоятельств случившегося) сотрудниками милиции на ближайшем посту ГИБДД или в других подразделениях милиции в соответствии с пунктом 2.6 ПДД.

Тем не менее в самих страховых компаниях уезжать с места ДТП в поисках инспекторов категорически не советуют. По крайней мере в Москве и ее окрестностях. Можно запросто лишиться страховых денег. Например, в “РЕСО-Гарантии” нам твердо заявили, что при аварии необходимо прежде всего руководствоваться Правилами ПДД. А там прямо сказано, что присутствие сотрудника ГАИ на месте аварии обязательно.

Такой же практики придерживается и “Ингосстрах”. Причем нежелание связываться с полисами, оформленными без выезда сотрудников ГАИ на место аварии, там объясняют в том числе нередкими случаями страхового мошенничества на дорогах, когда под видом аварии злоумышленники “разводят” компанию на приличные деньги.

В Российском союзе автостраховщиков нам рассказали, что если у водителей нет взаимных претензий, последствия аварии невелики, то водители могут убрать свои машины с проезжей части и заполнить страховые извещения. Затем они могут подъехать или на пост ГАИ, или в подразделение ГИБДД, на территории которого произошла авария, и там заверить все необходимые документы. Но в любом случае оформление у сотрудников ГИБДД — первое, что необходимо сделать водителям при аварии. Остальное — вторично.

Так что по какому пути стоит двигаться участникам ДТП — и так понятно.

СНИЗЯТ ЛИ ТАРИФЫ?

Завтра вице-премьер правительства Алексей Кудрин расскажет депутатам Госдумы о планах правительства по пересмотру страховых тарифов. Однако уже сегодня можно сказать, что снижать стоимость полиса власти в ближайшее время не собираются. До президентских выборов они успеют только широко разрекламировать популярную в народе акцию. Но наших кошельков это уже не коснется. Благо и отмазка имеется: страховые компании, мол, не успели собрать необходимую статистику по собранным деньгами и выплатам, а оттого пересчитывать ставки еще не время.

Сложившаяся ситуация устраивает всех. Кроме простых граждан, которых в очередной раз водят за нос. Пенсионеры и инвалиды, как правило, зимой не ездят, и более дешевая обязаловка стала бы хорошим подарком к началу транспортного сезона. Результаты же летнего пересмотра ставок ОСАГО мы почувствуем только в следующем автомобильном году.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру