Советы из колодца

Когда в Англии назначают нового премьера, он обязан немедленно явиться во дворец целовать руки королеве. В России смена правительства теперь, похоже, тоже сопровождается экзотическим ритуалом: консультацией Кремля с собственным эхом. Только так можно расценить прошедшую на днях дискуссию Путина с лидерами “Единой России” о формировании “правительства думского большинства”.


К созданию правительства парламентского большинства в западном смысле этого понятия происходящее сейчас в России имеет предельно отдаленное отношение. Нет, внешние формы, конечно, соблюдены почти безупречно. Но есть одно ключевое различие. Если на Западе президент, формируя новое правительство, решит обойтись без общения с парламентскими лидерами, у него ровным счетом ничего не получится. Новый кабинет министров просто не будет создан.

А вот если Путин решил бы не приглашать лидеров “Медведя” для обсуждения новых обитателей Белого дома, это бы ровным счетом ни на что не повлияло. Тем же лидерам “Единой России” и в голову не пришло возмущаться из-за того, что ВВП с ними не советуется. А российское “парламентское большинство”, не моргнув глазом, проголосует за абсолютно любого путинского кандидата в премьеры — неважно, будет им Грызлов, Хлопонин либо даже Явлинский или Глазьев. Так что фактически речь идет об одном большом спектакле. Путина можно сравнить с человеком, который наклоняется в колодец и консультируется с собственным эхом.

Наверное, впрочем, в этом спектакле для власти есть свои положительные стороны. Президент как бы разделяет ответственность за формирование нового правительства с “Единой Россией”. Когда новый кабинет чем-то досадит гражданам, у Кремля будет основание сказать: “А вы же сами это правительство и поставили через своих представителей в Думе”. Ну а у “Медведя” теперь есть повод надувать щеки. Мол, мы здесь не просто так сидим! Мы на состав правительства влияем!

Нельзя сбрасывать со счетов и важность появления нового государственного ритуала — “принятие президентом советов от думского большинства”. Надо, правда, отметить, что в СССР всякие забавности, призванные подчеркнуть важность парламента, придумывались с большим огоньком. Например, известного поэта Лебедева-Кумача заставляли выступать на парламентских заседаниях в стихах:

“Товарищи депутаты Верховного Совета!

Быть может, впервые в истории Земли

В парламент вошли поэты,

А вместе с ними музы вошли!”

Так что Суркову и прочим кремлевским дрессировщикам парламентского большинства есть на что ориентироваться.


Вчера все думские источники (в Думе, как известно, осталась одна-единственная значимая политсила — “Единая Россия”) в один голос утверждали: новым премьером страны станет спикер нижней палаты Борис Грызлов. Если это так, то в споре о том, появится ли сейчас в России сильное, компетентное правительство, можно ставить точку. Борис Вячеславович, конечно, крайне милый в плане личного общения человек. Но называть его идеологом реформ и даже самостоятельным политиком мало кому придет в голову. Приход Грызлова в главный кабинет Белого дома будет означать, что центр принятия важнейших экономических решений окончательно переместился из премьерских апартаментов в другое место. Например, в Администрацию Президента. А главной функцией главы правительства станет штамповка решений, уже принятых другими.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру