Реквием по мечте

“Это был невероятно простой, искренний, трудолюбивый и абсолютно свободный человек. Женщина с большой буквы”, — уход из жизни Галины Андреевны стал невосполнимой утратой для ее родных и близких, коллег и учеников. Десятки людей из разных уголков мира называют ее самым ласковым и теплым словом — мамой.

Она родилась 19 октября 1931 года. Дата сама по себе литературная — день основания Царскосельского лицея, в котором учился Пушкин. Может быть, этот факт сыграл своеобразную, “творческую” роль — Галина Андреевна известна как специалист по истории и теории русской литературы, критике и журналистике советского периода.

Лекции Белой сравнивали с публичными выступлениями Грановского в XIX веке. После пединститута Галина Андреевна пришла на журфак МГУ: преподавать русскую литературу. На дворе — закат оттепели, а с кафедры читались лекции о Бабеле, Зощенко, Платонове, Мандельштаме, Ахматовой, Гумилеве... Студенты забивали аудиторию под завязку, а карательные инстанции были просто обескуражены. Как можно говорить о тех, чье имя не значится в истории литературы вообще? Галина Белая сумела уверить, что без этих имен о существовании русской литературы не может быть и речи.

Галина Андреевна никогда не подписывала обвинительных записок и не участвовала в травле литераторов. Так, в 1965 году она отказалась поставить подпись под письмом, обвиняющим ее учителя и друга Андрея Синявского в антисоветской деятельности.

В 1976 году Белая стала доктором филологических наук, а спустя шесть лет — профессором. Женщина, посвятившая всю жизнь научной деятельности, успевала и в личной жизни, и по хозяйству. Воспитала дочь и двух внучек, а когда уезжала в командировку, оставляла в холодильнике две кастрюли разного супа — чтобы муж не проголодался.

Галина Андреевна дружила с Булатом Окуджавой и с другими писателями, работала с не менее известными людьми: например, со Светланой Аллилуевой, дочерью Сталина.

18 августа 1991 года, аккурат накануне путча, в квартире Белой раздался телефонный звонок. Ректор РГГУ Юрий Афанасьев предложил создать филфак. Галина Андреевна, человек архивного склада, кабинетный ученый, без административного опыта, вдруг сразу согласилась. Друзья и коллеги считают, что в этом безрассудном поступке Белая нашла себя. Ей удалось создать новый историко-филологический факультет, третий филфак в столице — после МГУ и МГПИ. В 2002 году он был преобразован в Институт филологии и истории.

Галина Андреевна — автор более двухсот научных работ, член редколлегий журналов “Вопросы литературы”, “Новое литературное обозрение”, “Общественные науки и современность”. А еще входила в комитет по Букеровским премиям и часто читала лекции в университетах США, Германии, Франции, Англии. Последней ее наградой стала медаль “В память 850-летия Москвы”.

Коллеги-литераторы считают, что с уходом Галины Андреевны кончилась целая эпоха в московском высшем образовании, в московской филологии и литературной критике, в столичной науке. Началась новая эпоха, новый период. Без Галины Белой.

О Галине Белой вспоминают близкие ей люди

Вячеслав ВОЗДВИЖЕНСКИЙ, муж:

— Одно из самых первых и неизгладимых впечатлений произвела на меня сцена в квартире Галины Андреевны. На полу были разложены выкройки юбки, которую она придумала и собиралась сшить для своей подруги. В этом, казалось бы, незначительном эпизоде раскрылась вся сущность этой женщины — тривиальное увлечение шитьем превращалось в искусство, как и все, за что она бралась. Галина Андреевна отличалась органичным синтезом — она была литератором, ученым, педагогом, и в то же время очень страстным человеком.


Мария РОЗАНОВА, искусствовед, литературный критик, публицист, мемуарист, редактор и издатель журнала “Синтаксис”:

— Я очень ее любила и до сих пор нахожусь под впечатлением от этой смерти, не могу прийти в себя. Это самое горькое событие за последнее время. Галя была настоящей женщиной — всегда умудрялась быть красивой, невероятно соблазнительной и чуть-чуть смешной. Я считаю, что настоящая женщина должна вести себя и жить, как умела Галя Белая. Сейчас мне будет ее чудовищно не хватать. Сколько еще пересечений наших жизней мы не успели обсудить...


Дмитрий БАК, профессор РГГУ, заместитель директора Института европейских культур:

— Смерть Галины Андреевны — это невосполнимая утрата для ее коллег и сотрудников. Мы потеряли не только руководителя и основателя факультета, автора книг и великого известного ученого, но, самое главное, мы потеряли родного человека. Человека светлого, уверенного в себе, невероятно ироничного. Галина Белая постоянно рассказывала курьезные истории из жизни. Как-то раз на каком-то скучном совещании она увидела перед собой... костюм, который непременно пообещала себе сшить. И сшила, потому что привыкла добиваться поставленной цели. Мы осиротели, другой Галины Андреевны не будет.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру