Братья по бессилью

Невнимание, переходящее в ужас, пополам с бессилием. Так можно охарактеризовать реакцию в Америке на трагедию в Беслане.

Захват школы террористами на американском ТВ почти все время был второстепенной новостью. Сначала все каналы 90% своего новостного времени уделяли республиканской партии в Нью-Йорке. Затем приоритет был отдан обрушившемуся на Флориду урагану “Френсис” и госпитализации Клинтона. Сводки из Беслана шли в выпусках новостей в лучшем случае третьими.

Впрочем, это, естественно, не помешало американской политэлите составить вполне адекватное представление происходящего. Во всяком случае, в отличие от шефа нидерландского МИДа наивных вопросов “как такое могло случиться” в Вашингтоне никто не задавал. “Если бы в США нашлось 20 человек, умеющих обращаться с оружием и готовых умереть, нечто подобное с легкостью могло бы случиться и у нас”, — сказал мне бывший кадровый сотрудник ЦРУ Фриц Эрмарт, занимавший в свое время посты помощника президента Рейгана и председателя Национального совета по разведке. Местные эксперты также признают: требования Вашингтона к Москве об ужесточении мер безопасности при вылете самолетов из России в США в основном носят пропагандистский характер. Во всяком случае, бывший глава службы безопасности крупной авиакомпании “Норд-Вест” так прямо и заявил прессе: несмотря на действующие в США очень жесткие меры безопасности в аэропортах, террористы могут с такой же легкостью заложить бомбу в самолет, как это было в России.

В американской столице не строят никаких иллюзий и по поводу дальнейшего развития ситуации в нашей стране. “К сожалению, события на юге России еще впереди, — сказал мне высокопоставленный чиновник в администрации Буша. — Путин оказался заложником ситуации и не в состоянии переломить ход событий”. Судя по намекам, в Вашингтоне считают, что на карту поставлен вопрос о способности Москвы контролировать Северный Кавказ.

Что же до развития политической ситуации в Москве, пока эксперты администрации Буша не готовы давать свои прогнозы. Мол, здесь возможно слишком много вариантов: от еще большего ужесточения политического режима в Москве до постепенного ослабления Путина. Не готовы в Вашингтоне и дать ответ на самый сакраментальный в России вопрос: что делать? Нет, конечно, некие рекомендации даются, но они формируются в самой общей форме и без особой уверенности в голосе.

“Никаких переговоров с террористами” — это, конечно, красивый лозунг, — считает Фриц Эрмарт. — Весь мировой опыт показывает: в конце концов с террористами все-таки приходится вести переговоры. Так было, например, в Северной Ирландии, Палестине, во многих других местах. Рано или поздно русским придется найти партнера по ведению переговоров. А пока Кремль хочет говорить только с собственными марионетками. А это не приведет к прорыву. Надо найти способ уничтожить существующую ныне отчужденность чеченцев от России”.

Подобное замешательство обычно имеющих простые ответы на абсолютно все вопросы янки объяснимо. Несмотря на весь свой богатый опыт антитеррористической деятельности, рецептов борьбы со смертниками у Америки нет. Когда в 80-е годы фанатики взорвали казарму американской морской пехоты в Ливане, президент Рейган немедленно отдал приказ об эвакуации всех штатовских войск в этой стране. Но, в отличие от той ситуации, Северный Кавказ не за океаном. И бежать нам некуда.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру