Дядя самых честных правил

Недавно в районе станции метро “Сокол” забрел на улицу Сальвадора Альенде. Монументальные “сталинские” дома — теперь это элитный кусочек Москвы, где проживают люди небедные, далекие от социализма. А ведь названа она в честь погибшего в результате переворота 11 сентября 1973 года президента Чили. Советская пропаганда представляла его чуть ли не верным ленинцем, строящим коммунизм в отдельно взятой латиноамериканской стране.


Шагая по улице имени Альенде, подумал о том, каким на самом деле был этот человек. Так возникла идея — связаться с кем-то из родственников “легенды XX века”. Имя автора на обложке одного из романов, широко продающегося сейчас в московских книжных магазинах, подсказало, где искать адресата — Исабель Альенде, живого классика современной латиноамериканской литературы. Живет в США, в штате Калифорния.

У нас был поздний вечер, а в Калифорнии — раннее утро, когда Исабель Альенде сняла трубку.

— Сеньора Альенде, вы знаете, что многие ваши книги переведены на русский язык?

— Мои романы перевели более чем на 30 языков мира. Правда, я не уверена, что все мои издатели соблюдают авторские права. В Чили издано много пиратских копий моих книг. Но я отношусь к этому философски — я пишу потому, что живу и чувствую. Я пишу для людей. А деньги не самое главное.

— Вы хорошо знали вашего дядю? У россиян сложился его определенный образ — социалиста-идеалиста...

— Он всегда был идеалистом и очень прямым человеком. Но даже социалистические взгляды не мешали ему быть элегантным мужчиной — дядя всегда был одет по последнему писку европейской моды. Соратники по партии говорили ему: “Ты должен одеваться как пролетарий”. На что Альенде отшучивался: “Я хочу, чтобы рабочий класс одевался, как я”.

Дом Альенде был полон скульптур и картин — дядя дружил со всей творческой богемой Чили того времени. Но после государственного переворота все было разграблено — на сегодняшний день семье не вернули и десятой части утраченной коллекции.

— Каким вам запомнился Сальвадор Альенде?

— Альенде спал не более 4 часов в сутки, но даже в своей бессоннице он находил пользу — все свободное время он посвящал чтению книг и газет. Еще он обладал феноменальной памятью — обращался по имени ко всем, с кем хоть раз встречался.

Даже в день военного переворота, 11 сентября 1973 года, никто из заговорщиков так и не посмел обратиться к нему лично — требования сложить с себя полномочия президента выдвигались только по телефону. В Чили про таких людей мы говорим “человек с сильным запястьем” — он умел повернуть ситуацию в свою пользу.

— Вы были свидетелем переворота. Расскажите об этом дне.

— Я не была в тот день во дворце Монеда, где разворачивались трагические события. Тогда вся страна следила за штурмом дворца и ожесточенным боем по радио. Президент Альенде несколько раз выступал с радиообращением, и последняя трансляция была в 9 утра. Я тогда работала журналисткой и о смерти дяди узнала от своей коллеги, муж которой, пожарный, позвонил ей и сказал, что лично выносил из горящего здания тело Сальвадора Альенде.

— Вы часто общались с дядей в то время?

— В детстве довольно часто, мы регулярно всей семьей собирались на праздники. Позже, когда моя мать повторно вышла замуж, мой отчим очень близко подружился с Сальвадором. Дядя назначил его послом Чили в Аргентине, и раз в месяц отчим встречался с ним по рабочим делам за ужином у нас дома. Последний раз я видела Сальвадора Альенде за неделю до его гибели.

— Как вы думаете, почему произошел переворот?

— Сальвадор Альенде был уверен, что в Чили можно построить демократию без насилия и крови. Но правые радикалы, прорываясь к власти, начали кампанию устрашения населения и дезинформации. Например, в Сантьяго вешали огромные плакаты, на которых были изображены советские солдаты, которые увозят чилийских детей на каторгу в СССР.

Все это происходило в самый разгар “холодной войны”, и ЦРУ руками посольства США в Сантьяго напрямую вмешивалось в дела, всячески пытаясь саботировать Альенде. И у них это получилось: был искусственно организован экономический кризис, создавший нестабильную обстановку в стране. Я помню, как для того, чтобы купить курицу, приходилось записываться в очередь с раннего утра — люди были на грани.

В общем, Америке не нужен был “эксперимент Альенде”, который не хотел быть их марионеткой. Похожая ситуация сейчас происходит в Венесуэле, где руками праворадикальной оппозиции при активной поддержке США пытаются спихнуть президента-социалиста Уго Чавеса.

В марте 1973-го правые проиграли выборы, и у них не оставалось другого выхода, кроме как предпринять переворот. Аугусто Пиночет был на руку США — как иначе объяснить тот факт, что он имел счета в американских банках?

— И каким состоянием располагает экс-диктатор?

— Каждый чилиец вам подтвердит, что Пиночет наворовал на всю оставшуюся жизнь для всех своих детей, внуков и подельников. Теперь наконец известно, где именно он держит свои деньги. Но речь идет только об одном из счетов — эти 8 миллионов долларов лишь малая часть тех денег, которыми располагает клан Пиночетов. Я надеюсь, что старик наконец понесет наказание за все, что натворил в своей стране.

— В России многие считают, что Пиночет смог поднять Чили с колен и добиться экономического роста...

— Так называемое “экономическое чудо” Чили не более чем мыльный пузырь, который лопнул в 1983 году. Это была эпоха необычного сочетания жесткой диктатуры и дикого капитализма, репрессий, отсутствия политической жизни. А весь экономический рост был организован за счет привязки чилийского песо к доллару — по этому пути пошла позднее и Аргентина, а также другие латиноамериканские страны. Впоследствии все эти “экономические чудеса” закончились провалом.

— Почему вы живете в США? Вы покинули Чили из-за репрессий?

— Я бежала, спасаясь от этой жизни, от ужасного положения вещей в Чили, где тогда невозможно было свободно дышать. В США я познакомилась с моим мужем Вилли, когда читала лекции в одном из университетов. С 1987 года я переехала в Калифорнию.

— Во время своей последней поездки в Испанию вы сказали, что уедете из США, если Буш выиграет выборы...

— Я, конечно, тогда погорячилась — никуда я уезжать не собираюсь, у меня здесь семья. Просто Буш меня очень раздражает.

— Ну он не только вас раздражает...

— Иногда мне кажется, что я одна в этой стране против Буша. Почти все, с кем я знакома, собираются голосовать за Буша. Конечно, даже если к власти придет Керри, Америка не перестанет быть Америкой. Но изменится эта ужасная политика, когда под предлогом борьбы с терроризмом душатся все традиционные американские свободы. По американскому телевидению не показывают погибших иракцев, не показывают даже трупы американских солдат — называют только имена в сопровождении фотографий бравых курсантов на фоне американского флага. Американские правые так же, как и Пиночет в 70-х годах, оправдываясь укреплением национальной безопасности, пытаются построить диктаторский режим. Мне кажется, что печальный опыт Чили США лучше не повторять.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру